- 1-04-2019, 23:02
- 3 826
Исходные данные, правила оценки соответствия и заключения о независимой оценке пожарного риска
Письмо от ООО «Аудит Пожарной Безопасности» С.А. Кададову № 213 от 09.03.2017 г.
Уважаемый Сергей Александрович!
К Вам обращается директор ООО «Аудит пожарной безопасности» Афанасьев А.Ю.
В Вашем письме №19-3-1-547 от 13.02.2017 указано, что «при подготовке вывода по результатам независимой оценки пожарного риска, необходимо руководствоваться указанными положениями Технического регламента».
В соответствии с п. 6 ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304 (далее Правила), заключение о независимой оценки пожарного риска должно содержать вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер, по обеспечению выполнений условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Наша организация уже обращалась в ДНД МЧС РФ (исх. №46 от 14 октября 2015 г.) по вопросу оформления заключения независимой оценки пожарного риска (запрос прилагаю). Был получен ответ №19-1-13-4812 от 11 ноября 2015 (прилагаю).
Обращаю Ваше внимание, что в и. 6 Правил указаны требования к содержанию заключения НОР. Ссылки на какие-либо требования Технического регламента по оформлению нет.
Требование о том, что при подготовке вывода по результатам независимой оценки пожарного риска, необходимо руководствоваться указанными положениями Технического регламента никто не оспаривает. Но какое отношение фраза «необходимо руководствоваться» имеет к оформлению заключения НОР?
На основании вышеизложенного, прошу повторно подтвердить или опровергнуть правильность оформления конкретного примера вывода нашего заключения НОР.
Если наш вывод НОР (прилагаю) оформлен с нарушениями нормативных документов, то на основании ст. 37 Приказа МЧС №405 от 29.07.2015 прошу указать какие требования Правил (ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304) нарушены.
Ответ прошу прислать на электронную почту: apb2010@mail.ru.
Письмо от ООО «Аудит Пожарной Безопасности» В.И. Климкину № 46 от 14.10.2015г.
Запрос.
Уважаемый Виктор Иванович!
В связи с постоянно возникающими разночтениями положений Постановления Правительства № 304, Постановления Правительства РФ № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» и др., прошу Вас разъяснить позицию Департамента Надзорной деятельности МЧС РФ и внести ясность по следующим вопросам:
1. Прошу уточнить конкретно (1, 2, 3 и т.д.), что относится к исходным данньм расчета по оценке пожарного риска, который подлежит проверке органами ГПН.
2. Приказом МЧС № 91 определен случай, когда к декларации пожарной безопасности прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, т.е. непосредственно весь отчет. Все понятно.
Постановление Правительства № 304: п.п. «е» п. 5 установлено, что в заключении по НОР указываются результаты, в частности, расчетов по оценке пожарного риска. Так сами расчеты (отчет) или результаты? В течении последних 6 лет моей организацией оформлялись результаты расчетов согласно прилагаемой выписки. Вопросов, претензий со стороны заказчиков, соответствующих органов ГПН претензий не поступало.
3. На Ваш взгляд, если, например, в ГУ МЧС по г. Санкт-Петербургу для проверки отчета по результатам расчетов по оценке пожарного риска используется «экспрессметод», он прикладывается к решениям о непринятии расчетов по оценке пожарного риска (как основание) или нет?
Непонятна область применения «экспресс-метода». При проверке отчета по результатам расчетов по оценке пожарного риска, инспектор пользуется только вышеуказанным документом или чем-то другим?
4. Согласно требованиям п. 7 Приказа МЧС №844 «противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным...», а не влияющее считается исполненным?
5. Правильно ли оформлен раздел заключения НОР (п.п. ж п. 5 Постановления Правительства №304) согласно прилагаемой выписки или необходимо внести какие-то изменения?
Приложения:
1. Выписка из заключения НОР
Результаты расчетов по оценке пожарного риска.
На основании изучения представленной документации и проведения обследования объекта защиты выявлены возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара (ОФП). Анализ противопожарного состояния помещений позволяет разработать возможные сценарии пожара.
С учетом количества горючей нагрузки, ее свойств и расположения, вероятности возникновения пожара, возможной динамики его развития, расположения эвакуационных путей и выходов, и на основании обследования выявлены сценарии пожара, при которых ожидаются наихудшие последствия для находящихся в помещениях людей.
Сценарии пожара, не реализуемые при нормальном режиме эксплуатации объекта (теракты, поджоги, хранение горючей нагрузки, не предусмотренной назначением объекта и т.д,), не рассматривались.
Параметры окружающей среды принимаются характерными для среднеклиматических данных региона.
Температура и давление в помещениях равны нормативным.
Проведение расчетов производилось с использованием комплекса программного обеспечения СИТИС: Ситис Флоутек (для проведения расчета времени эвакуации людей из здания), Ситис Блок (для проведения расчета критического времени наступления опасных факторов пожара при эвакуации людей из здания), Ситис Спринт (для проведения расчета пожарного риска). Возможность использования данного программного обеспечения подтверждена заключением Академии ГПС МЧС России.
Расчетные величины пожарного риска определялись с использованием «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС № 382 от 30.06.2009 года.
Из результатов проведенных расчетов по оценке пожарного риска следует, что расчетное значение индивидуального пожарного риска соответствует величинам:
QB = 0,54000 • 〖10〗^(-6), что удовлетворяет неравенству: Qв < Q_B^H,
где Q_B^H - нормативное значение индивидуального пожарного риска, Q_B^H= 〖10〗^(-6) 〖год〗^(-1);
QB - расчетная величина индивидуального пожарного риска.
Таким образом 0,54000 • 〖10〗^(-6) < 1 • 〖10〗^(-6) 〖год〗^(-1).
Следовательно, значение пожарного риска не превышает допустимого значения (1 • 〖10〗^(-6) 〖год〗^(-1)), установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Выписка из заключения НОР
Вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В ходе обследования объекта защиты, расположенного по адресу: и на основании экспертного исследования установлено, что дальнейшая эксплуатация данного объекта защиты не приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, пожарные риски не превышают допустимых значений.
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности выполняются.
Письмо МЧС России № 19-1-13-4812 от 11.11.2015 г.
Рассмотрев Ваше обращение от 14 октября 2015 г. № 46, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России сообщает следующее.
1. Под исходными данными следует понимать всю информацию, необходимую для проведения расчетов, включая:
сценарий возникновения и развития пожара, в т.ч. частоту возникновения пожара в здании в течение года;
расчетную схему эвакуации, параметры движения людей различных групп мобильности, в т.ч., количество людей на объекте, время начала эвакуации (tн.э.), вероятность присутствия людей в здании (Рпр.), коэффициент вероятности эвакуации людей (Рэ);
геометрические параметры путей эвакуации и эвакуационных выходов;
физические и химические величины, участвующие в расчетных формулах (основные расчетные величины из Методики);
Уважаемый Сергей Александрович!
К Вам обращается директор ООО «Аудит пожарной безопасности» Афанасьев А.Ю.
В Вашем письме №19-3-1-547 от 13.02.2017 указано, что «при подготовке вывода по результатам независимой оценки пожарного риска, необходимо руководствоваться указанными положениями Технического регламента».
В соответствии с п. 6 ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304 (далее Правила), заключение о независимой оценки пожарного риска должно содержать вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер, по обеспечению выполнений условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Наша организация уже обращалась в ДНД МЧС РФ (исх. №46 от 14 октября 2015 г.) по вопросу оформления заключения независимой оценки пожарного риска (запрос прилагаю). Был получен ответ №19-1-13-4812 от 11 ноября 2015 (прилагаю).
Обращаю Ваше внимание, что в и. 6 Правил указаны требования к содержанию заключения НОР. Ссылки на какие-либо требования Технического регламента по оформлению нет.
Требование о том, что при подготовке вывода по результатам независимой оценки пожарного риска, необходимо руководствоваться указанными положениями Технического регламента никто не оспаривает. Но какое отношение фраза «необходимо руководствоваться» имеет к оформлению заключения НОР?
На основании вышеизложенного, прошу повторно подтвердить или опровергнуть правильность оформления конкретного примера вывода нашего заключения НОР.
Если наш вывод НОР (прилагаю) оформлен с нарушениями нормативных документов, то на основании ст. 37 Приказа МЧС №405 от 29.07.2015 прошу указать какие требования Правил (ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304) нарушены.
Ответ прошу прислать на электронную почту: apb2010@mail.ru.
Письмо от ООО «Аудит Пожарной Безопасности» В.И. Климкину № 46 от 14.10.2015г.
Запрос.
Уважаемый Виктор Иванович!
В связи с постоянно возникающими разночтениями положений Постановления Правительства № 304, Постановления Правительства РФ № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» и др., прошу Вас разъяснить позицию Департамента Надзорной деятельности МЧС РФ и внести ясность по следующим вопросам:
1. Прошу уточнить конкретно (1, 2, 3 и т.д.), что относится к исходным данньм расчета по оценке пожарного риска, который подлежит проверке органами ГПН.
2. Приказом МЧС № 91 определен случай, когда к декларации пожарной безопасности прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, т.е. непосредственно весь отчет. Все понятно.
Постановление Правительства № 304: п.п. «е» п. 5 установлено, что в заключении по НОР указываются результаты, в частности, расчетов по оценке пожарного риска. Так сами расчеты (отчет) или результаты? В течении последних 6 лет моей организацией оформлялись результаты расчетов согласно прилагаемой выписки. Вопросов, претензий со стороны заказчиков, соответствующих органов ГПН претензий не поступало.
3. На Ваш взгляд, если, например, в ГУ МЧС по г. Санкт-Петербургу для проверки отчета по результатам расчетов по оценке пожарного риска используется «экспрессметод», он прикладывается к решениям о непринятии расчетов по оценке пожарного риска (как основание) или нет?
Непонятна область применения «экспресс-метода». При проверке отчета по результатам расчетов по оценке пожарного риска, инспектор пользуется только вышеуказанным документом или чем-то другим?
4. Согласно требованиям п. 7 Приказа МЧС №844 «противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным...», а не влияющее считается исполненным?
5. Правильно ли оформлен раздел заключения НОР (п.п. ж п. 5 Постановления Правительства №304) согласно прилагаемой выписки или необходимо внести какие-то изменения?
Приложения:
1. Выписка из заключения НОР
Результаты расчетов по оценке пожарного риска.
На основании изучения представленной документации и проведения обследования объекта защиты выявлены возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара (ОФП). Анализ противопожарного состояния помещений позволяет разработать возможные сценарии пожара.
С учетом количества горючей нагрузки, ее свойств и расположения, вероятности возникновения пожара, возможной динамики его развития, расположения эвакуационных путей и выходов, и на основании обследования выявлены сценарии пожара, при которых ожидаются наихудшие последствия для находящихся в помещениях людей.
Сценарии пожара, не реализуемые при нормальном режиме эксплуатации объекта (теракты, поджоги, хранение горючей нагрузки, не предусмотренной назначением объекта и т.д,), не рассматривались.
Параметры окружающей среды принимаются характерными для среднеклиматических данных региона.
Температура и давление в помещениях равны нормативным.
Проведение расчетов производилось с использованием комплекса программного обеспечения СИТИС: Ситис Флоутек (для проведения расчета времени эвакуации людей из здания), Ситис Блок (для проведения расчета критического времени наступления опасных факторов пожара при эвакуации людей из здания), Ситис Спринт (для проведения расчета пожарного риска). Возможность использования данного программного обеспечения подтверждена заключением Академии ГПС МЧС России.
Расчетные величины пожарного риска определялись с использованием «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС № 382 от 30.06.2009 года.
Из результатов проведенных расчетов по оценке пожарного риска следует, что расчетное значение индивидуального пожарного риска соответствует величинам:
QB = 0,54000 • 〖10〗^(-6), что удовлетворяет неравенству: Qв < Q_B^H,
где Q_B^H - нормативное значение индивидуального пожарного риска, Q_B^H= 〖10〗^(-6) 〖год〗^(-1);
QB - расчетная величина индивидуального пожарного риска.
Таким образом 0,54000 • 〖10〗^(-6) < 1 • 〖10〗^(-6) 〖год〗^(-1).
Следовательно, значение пожарного риска не превышает допустимого значения (1 • 〖10〗^(-6) 〖год〗^(-1)), установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Выписка из заключения НОР
Вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В ходе обследования объекта защиты, расположенного по адресу: и на основании экспертного исследования установлено, что дальнейшая эксплуатация данного объекта защиты не приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, пожарные риски не превышают допустимых значений.
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности выполняются.
Письмо МЧС России № 19-1-13-4812 от 11.11.2015 г.
Рассмотрев Ваше обращение от 14 октября 2015 г. № 46, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России сообщает следующее.
1. Под исходными данными следует понимать всю информацию, необходимую для проведения расчетов, включая:
сценарий возникновения и развития пожара, в т.ч. частоту возникновения пожара в здании в течение года;
расчетную схему эвакуации, параметры движения людей различных групп мобильности, в т.ч., количество людей на объекте, время начала эвакуации (tн.э.), вероятность присутствия людей в здании (Рпр.), коэффициент вероятности эвакуации людей (Рэ);
геометрические параметры путей эвакуации и эвакуационных выходов;
физические и химические величины, участвующие в расчетных формулах (основные расчетные величины из Методики);
наличие и исправность систем противопожарной защиты, в т.ч., систем автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, противодымной защиты.
2. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукций) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 304 (далее - Правила) являются нормативным правовым актом Российской Федерации, в этой связи, в соответствии с подпунктом «е» пункта 6 Правил в заключении, указываются результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» - «в» пункта 4 Правил.
Кроме того, в соответствии с подпунктом г) пункта 7 Правил проведения расчета по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются перечень исходных данных и используемых справочных источников информации.
В соответствии с пунктом 43 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функций по надзору за выполнением требованиям пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее — Административный регламент) в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами.
Таким образом, в заключение по независимой оценке пожарного риска включаются результаты расчета, оформленные в виде отчета с перечнем исходных данных, справочных источников информации, а также с выводом об условиях соответствия (не соответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
3. При проверке отчета по результатам расчетов по оценке пожарного риска, инспектор федерального государственного пожарного надзора проверяет исходные данные в соответствии с пунктом 43 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требованиям пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее - Административный регламент).
4. Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении обязательных требований пожарной безопасности, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным в соответствии с пунктом 48.1 Административного регламента.
Кроме того, противопожарное мероприятие, режимного характера подлежит обязательному исполнению.
5. Раздел заключения о независимой оценке пожарного риска, прилагаемый к Вашему обращению оформлен без нарушений требований подпункта «ж» пункта 6 Правил.
2. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукций) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 304 (далее - Правила) являются нормативным правовым актом Российской Федерации, в этой связи, в соответствии с подпунктом «е» пункта 6 Правил в заключении, указываются результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» - «в» пункта 4 Правил.
Кроме того, в соответствии с подпунктом г) пункта 7 Правил проведения расчета по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются перечень исходных данных и используемых справочных источников информации.
В соответствии с пунктом 43 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функций по надзору за выполнением требованиям пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее — Административный регламент) в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами.
Таким образом, в заключение по независимой оценке пожарного риска включаются результаты расчета, оформленные в виде отчета с перечнем исходных данных, справочных источников информации, а также с выводом об условиях соответствия (не соответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
3. При проверке отчета по результатам расчетов по оценке пожарного риска, инспектор федерального государственного пожарного надзора проверяет исходные данные в соответствии с пунктом 43 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требованиям пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее - Административный регламент).
4. Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении обязательных требований пожарной безопасности, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным в соответствии с пунктом 48.1 Административного регламента.
Кроме того, противопожарное мероприятие, режимного характера подлежит обязательному исполнению.
5. Раздел заключения о независимой оценке пожарного риска, прилагаемый к Вашему обращению оформлен без нарушений требований подпункта «ж» пункта 6 Правил.
-
Поделиться:
- Подписаться