- 2-04-2019, 17:04
- 2 146
В каких случаях допускается использовать спринклерные оросители, как тепловые извещатели.
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России «о противопожарной защите складского помещения» № 1315эп-1-23-12-3 от 16.03.2018г.
По поручению руководства МЧС России На Ваш запрос сообщаем, что обязательным к исполнению документом, регламентирующим требования обеспечения пожарной безопасности в России, является Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В его поддержку действует ряд национальных стандартов и сводов правил по пожарной безопасности. Нормы пожарной безопасности (НПБ) не отменены, однако не являются нормативными документами, разработанными в поддержку данного закона, в связи с чем положениями НПБ можно пользоваться как справочными, если эти положения не противоречат требованиям Федерального закона. В связи с вышеизложенным при проектировании систем пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения следует руководствоваться положениями СП 5.13130.2009 с изм. № 1 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной
сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Положениями п. 13.3.8 СП 5.13130.2009 регламентируется дополнительно устанавливать пожарные извещатели под коробами, технологическими площадками шириной В и более (В = 1,0 м для тепловых извещателей и 2,0 м для дымовых извещателей), имеющими сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола.
Спринклеры установки автоматического пожаротушения могут одновременно являться элементами системы автоматической противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение пожара, т.е. выполняющими функцию теплового пожарного извещателя. Следует отметить, что время срабатывания спринклеров в условиях пожара в разы превышает время реакции пожарных извещателей системы пожарной сигнализации. Если при проектировании было определено, что время срабатывания спринклеров удовлетворяет требованиям к обеспечению необходимого уровня противопожарной защиты объекта, система автоматической противопожарной защиты могла быть построена без применения пожарных извещателей системы пожарной сигнализации. Решение о необходимости или отсутствии необходимости применения пожарных извещателей должно было быть принято проектной организацией. Информация об этом в Вашем запросе отсутствует.
Если обнаружение возгорания на объекте осуществляется установкой автоматического пожаротушения на основе спринклеров, выполняющих функцию тепловых пожарных извещателей, и иные пожарные извещатели на объекте не используются, то под технологическими площадками шириной более 1,0 м, имеющими сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, достаточно устанавливать спринклеры установки пожаротушения. Установка пожарных извещателей не требуется.
Если же основная функция обнаружения возгорания возлагается на пожарные извещатели системы пожарной сигнализации, то вышеуказанное требование п. 13.3.8 СП 5.13130.2009 подлежит исполнению.
Разработанные для объекта специальные технические условия (СТУ) рассматриваются и утверждаются нормативно-техническими советами при МЧС России. В соответствии с п. 24.5 Приказа от 28 ноября 2011 года №710 в случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска.
При осуществлении надзорной деятельности, в соответствии с п. 63 Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017, регистрационный № 45228) (далее - Административный регламент) имеющийся расчет по оценке пожарного риска проверяется на соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 272.
Также сообщаю, что в соответствии с п. 4 «Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (Приложение к приказу МЧС России от 10.07.09 № 404) величина индивидуального пожарного риска определяется не для здания или пожарного отсека, а для конкретного работника в результате воздействия опасных факторов пожара, исходя из возможности возникновения пожаровзрывоопасной ситуации на рабочем месте (технологическом участке, площадке или в помещении), возможности безопасной эвакуации, а также доли времени нахождения на рабочем месте.
Разделом V Административного регламента предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных
лиц.
В соответствии с и. 127 Административного регламента гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействий) должностных лиц органов ГПН.
Вместе с тем, сообщаю мнение специалистов института касательно процедуры проведения расчетов пожарного риска для объекта защиты и оценки его соответствия.
Разработанные для объекта защиты специальные технические условия рассматриваются и утверждаются нормативно-техническими советами при МЧС России. В соответствии с п. 24.5 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28 ноября 2011 № 710, в случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых при проведении указанного расчета.
Обращаю Ваше внимание, что отдельные вопросы, указанные в обращении, предполагают рассмотрение и оценку конкретных проектных решений, а не разъяснение отдельных требований нормативных документов. В соответствии с п. 2.4 Устава ФГБУ ВНИИПО МЧС России, научно-техническое консультирование в области пожарной безопасности для юридических и физических лиц, не входящих в систему МЧС России, осуществляется по договорам на возмездной основе.
В соответствии с положениями и. 14.4 СП 5.13130.2009, при отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны в автоматическом режиме, а в случае наличия на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, данное требование является рекомендуемым. Т. к. указанная Вами диспетчерская служба ООО «ОПС Сервис» ретранслирует сигнал о пожаре в пожарно-спасательное подразделение не в автоматическом режиме (с участием диспетчера службы), решение о передачи сигнала о пожаре в пожарно-спасательное подразделение с привлечением диспетчера службы ООО «ОПС Сервис» будет легитимным только при условии наличия на Вашем объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство.
По поручению руководства МЧС России На Ваш запрос сообщаем, что обязательным к исполнению документом, регламентирующим требования обеспечения пожарной безопасности в России, является Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В его поддержку действует ряд национальных стандартов и сводов правил по пожарной безопасности. Нормы пожарной безопасности (НПБ) не отменены, однако не являются нормативными документами, разработанными в поддержку данного закона, в связи с чем положениями НПБ можно пользоваться как справочными, если эти положения не противоречат требованиям Федерального закона. В связи с вышеизложенным при проектировании систем пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения следует руководствоваться положениями СП 5.13130.2009 с изм. № 1 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной
сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Положениями п. 13.3.8 СП 5.13130.2009 регламентируется дополнительно устанавливать пожарные извещатели под коробами, технологическими площадками шириной В и более (В = 1,0 м для тепловых извещателей и 2,0 м для дымовых извещателей), имеющими сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола.
Спринклеры установки автоматического пожаротушения могут одновременно являться элементами системы автоматической противопожарной защиты, обеспечивающими обнаружение пожара, т.е. выполняющими функцию теплового пожарного извещателя. Следует отметить, что время срабатывания спринклеров в условиях пожара в разы превышает время реакции пожарных извещателей системы пожарной сигнализации. Если при проектировании было определено, что время срабатывания спринклеров удовлетворяет требованиям к обеспечению необходимого уровня противопожарной защиты объекта, система автоматической противопожарной защиты могла быть построена без применения пожарных извещателей системы пожарной сигнализации. Решение о необходимости или отсутствии необходимости применения пожарных извещателей должно было быть принято проектной организацией. Информация об этом в Вашем запросе отсутствует.
Если обнаружение возгорания на объекте осуществляется установкой автоматического пожаротушения на основе спринклеров, выполняющих функцию тепловых пожарных извещателей, и иные пожарные извещатели на объекте не используются, то под технологическими площадками шириной более 1,0 м, имеющими сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, достаточно устанавливать спринклеры установки пожаротушения. Установка пожарных извещателей не требуется.
Если же основная функция обнаружения возгорания возлагается на пожарные извещатели системы пожарной сигнализации, то вышеуказанное требование п. 13.3.8 СП 5.13130.2009 подлежит исполнению.
Разработанные для объекта специальные технические условия (СТУ) рассматриваются и утверждаются нормативно-техническими советами при МЧС России. В соответствии с п. 24.5 Приказа от 28 ноября 2011 года №710 в случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска.
При осуществлении надзорной деятельности, в соответствии с п. 63 Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017, регистрационный № 45228) (далее - Административный регламент) имеющийся расчет по оценке пожарного риска проверяется на соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 272.
Также сообщаю, что в соответствии с п. 4 «Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (Приложение к приказу МЧС России от 10.07.09 № 404) величина индивидуального пожарного риска определяется не для здания или пожарного отсека, а для конкретного работника в результате воздействия опасных факторов пожара, исходя из возможности возникновения пожаровзрывоопасной ситуации на рабочем месте (технологическом участке, площадке или в помещении), возможности безопасной эвакуации, а также доли времени нахождения на рабочем месте.
Разделом V Административного регламента предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных
лиц.
В соответствии с и. 127 Административного регламента гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействий) должностных лиц органов ГПН.
Вместе с тем, сообщаю мнение специалистов института касательно процедуры проведения расчетов пожарного риска для объекта защиты и оценки его соответствия.
Разработанные для объекта защиты специальные технические условия рассматриваются и утверждаются нормативно-техническими советами при МЧС России. В соответствии с п. 24.5 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28 ноября 2011 № 710, в случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых при проведении указанного расчета.
Обращаю Ваше внимание, что отдельные вопросы, указанные в обращении, предполагают рассмотрение и оценку конкретных проектных решений, а не разъяснение отдельных требований нормативных документов. В соответствии с п. 2.4 Устава ФГБУ ВНИИПО МЧС России, научно-техническое консультирование в области пожарной безопасности для юридических и физических лиц, не входящих в систему МЧС России, осуществляется по договорам на возмездной основе.
В соответствии с положениями и. 14.4 СП 5.13130.2009, при отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны в автоматическом режиме, а в случае наличия на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, данное требование является рекомендуемым. Т. к. указанная Вами диспетчерская служба ООО «ОПС Сервис» ретранслирует сигнал о пожаре в пожарно-спасательное подразделение не в автоматическом режиме (с участием диспетчера службы), решение о передачи сигнала о пожаре в пожарно-спасательное подразделение с привлечением диспетчера службы ООО «ОПС Сервис» будет легитимным только при условии наличия на Вашем объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство.
-
Поделиться:
- Подписаться