- 5-10-2019, 10:21
- 1 904
Замечания к проекту Перечня на обязательной основе к № 384-ФЗ
Письмо ФАУ «ФЦС» и.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России О.А. Дашковой № 3085/ф от 05.09.2019 г.
Уважаемая Ольга Александровна!
Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») по поручению Минстроя России от 28.08.2019 г. № 31730-ОГ сообщает.
Замечания, поступившие на проект актуализированного Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приняты, внесены в таблицу замечаний и предложений, и будут рассмотрены в установленном порядке.
При этом по ряду пунктов письма компании «Трое пожарников» сообщаем следующее.
По пункту 2 «В целях исключения нормативно-правовой коллизии необходима корректировка текста ч. 3 ст. 7 №184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», противоречащая существованию и применению обязательных перечней: «Не включенные в технические регламенты требования к ... процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажане могут носить обязательный
характер». Такая корректировка установлена. В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
По пункту 3 «Должен быть принят НПА, содержащий критерии отнесения нормативных требований стандартов и СП к обязательным, по ч. 2 ст. 6 №384-Ф3 от 30.12.2009». В настоящее время разработан и готовится к утверждению проект Федерального закона «Об обязательных требованиях».
По пункту 4 «Обязательный перечень» должен быть расширен в связи с произошедшим принятием большого количества стандартов и СП. содержащих необходимые требования для обеспечения безопасности, по ч. 6 ст. 3 №384-Ф3 от 30.12.2009, в т.ч.: СП (158; 160; 251; 252; 253; 267; 309; 402 и др.).». Нет никаких оснований расширять обязательный Перечень, т.к. новые своды правил разработаны в развитие основополагающих, уже включенных в Перечень и содержащих минимальные требования безопасности.
Согласно части 2 статьи 6 384-ФЗ в Перечень могут включаться документы и их части, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 5 № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях I и 7 статьи 6 384-ФЗ перечни (Перечень -1521 и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17апреля 2019 г. № 831 (далее - Перечень- 83 1). Действующие нормативные документы, либо их части, не включенные в Перечень-1521, включаются в Перечень-831 и применяются на добровольной основе в качестве достаточного доказательства соответствия требованиям 384- ФЗ.
По пункту 5 «В постановлении (распоряжении) правительства РФ должно быть указано, что требования по обеспечению пожарной безопасности (по ст. 8; 17 № 384-Ф3 от 30.12.2009), регламентируемые СП (1; 2; 4 и др.) 13130, должны применяться в соответствии с порядком, установленным ст. 6 № 123-ФЗ от 22.07.2008». В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - 384-ФЗ). В соответствии с частью 6 статьи 3 384-ФЗ, данный закон направлен на обеспечение безопасности зданий и сооружений (механической, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условиях проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду и энергетической эффективности зданий и сооружений). Указанные требования предъявляются к зданиям и сооружениям комплексно, и также комплексно в сводах правил Минстроя России разрабатываются мероприятия по реализации этих требований.
По пункту 6 «Требования пожарной безопасности, содержащиеся в CПNN. 13330 и CПNN. 1325800, дублирующие требования пожарной безопасности СПNN. 13130, должны быть исключены, см. п/п РФ №624 от 01.07.2016 п. 4: «При разработке свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов РФ и других сводов правил» и ст. 3 №184-ФЗ от 27.12.2002: «Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: ... недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов». Изначально пожарные требования устанавливались в сводах правил Минстроя России, которые впоследствии были заимствованы в своды правил МЧС России.
Возложение одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов не имеет отношения к разработке сводов правил, речь идет о полномочиях по проведению экспертизы проектной документации и строительного надзора.
По пункту 7 «Требования пожарной безопасности, содержащиеся в CПNN. 13330 и CПNN. 1325800, противоречащие требованиям пожарной безопасности Cn.NN.13130 должны быть исключены, см. №162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в РФ» ст. 4: «Стандартизация в РФ основывается на следующих принципах: ... соответствие документов по стандартизации действующим на территории РФ техническим регламентам: непротиворечивость национальных стандартов друг другу».
В соответствие с №69-ФЗ от 21.12.1994 ст. 16, разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие ФЗ и иных НПА по пожарной безопасности и контроль за их исполнением возложен на МЧС РФ». При выявлении противоречий в первую очередь следует выполнить анализ противоречащих документов, а затем принимать решение об устранении противоречий.
Ни один из действующих законодательных или нормативных правовых актов Российской Федерации (Законы № 184-ФЗ, № 69-ФЗ, № 123-ФЗ и др.) не предоставляет МЧС России право утверждать нормативные правовые акты, устанавливающие требования к зданиям и сооружениям в области пожарной безопасности. Более того Градостроительным кодексом функции экспертизы проектной документации и надзора за соблюдением требований пожарной безопасности к зданиям и сооружениям при их строительстве и вводе в эксплуатацию возложены на соответствующие органы строительного профиля.
МЧС России не является «профильной структурой» в проектировании и строительстве, а противопожарные требования к зданиям и сооружениям являются неотъемлемой составной частью строительных норм. Так было в течение всего периода развития строительного нормирования в стране и это обычная практика строительного и противопожарного нормирования в зарубежных странах.
Нормативные требования к объемно планировочным и конструктивным решениям зданий и сооружений формируются с учетом различных факторов, в т.ч. пожарной безопасности, а строительные нормы и правила включают в себя весь комплекс требований безопасности и всегда разрабатывались научно-исследовательскими и проектными организациями строительного профиля с участием органов надзора, в т.ч. пожарного, и других заинтересованных организаций, а утверждались единым ответственным за политику в строительстве органом власти.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ подготовлен МЧС России, но в части требований к зданиям и сооружениям практически полностью основан на требованиях СНиП о пожарной безопасности зданий и сооружений, разработанного совместно при ведущей роли строительных институтов и утвержденного Госстроем России.
Федеральным законом от 21.12.1994 г № 69-ФЗ закреплено лишь участие МЧС в разработке технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности.
-
Поделиться:
- Подписаться