- 14-04-2020, 15:08
- 9 831
Проблемные вопросы в части, касающейся Департамента надзорной деятельности и профилактической работы
№ п/п | Содержание проблемного вопроса | Ответы на вопросы |
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы | ||
1 | Согласно указанию ДНПР от 30.11.2018 №' 19-1-4-2799 Главным управлениям, наделенными полномочиями приказом МЧС России № 474 «Об организации системы управления МЧС России, предписано организовать предоставление ряда отчетных форм в разрезе федеральных округов. В связи с требованиями приказа МЧС России от 10.0.1.2017 № 5 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 01.10.2004 «Об утверждении положения о территориальном органе МЧС России - региональном центре МЧС России……» Сибирский региональный центр, ранее не обобщал данные формы отчетных данных. | Приложением № 30 к приказу МЧС России от 08.02.2017 № 43 установлен порядок, периодичность и сроки предоставления статистической отчетности главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также Региональными центрами МЧС России. Одновременно приказом МЧС России от 24.12.2018 № 628 внесены изменения «О внесении изменений в приказ МЧС России от 08.02.2017 № 43» в части исключения Региональных центров МЧС России из порядка предоставления статистических сведений и направления главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации статистической информации непосредственно во ВНИИПО и ВНИИ ГОЧС. |
2 | Указанием СибРЦ от 22.0.2017- начальникам главных управлений по субъектам РФ Сибирского, Уральского и Дальневосточного округов предписано сведения по статистическим формам отчетности, предусмотренных приказом МЧС от 08.02.2017 № 43 «О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России», предоставлять непосредственно во ВНИИПО и во ВНИИ ГОЧС. | |
3 | Указаниями ДНПР №№ 43-668-19 и 19-3-1-4408 предписывалось начальникам главных управлений по субъектам РФ по вопросам, связанным с должностными правонарушениями, отчитываться ежемесячно непосредственно в ДНПР. | Подтверждается к исполнению |
4 | Указанием МЧС России № 43-9948-19 предписывалось начальникам главных управлений по субъектам РФ по сведениям о дебиторской задолженности по штрафам отчитываться ежеквартально непосредственно во ВНИИПО. | Подтверждается к исполнению |
5 | Согласно приказу МЧС России от 22.08.2013 № 551 «О предоставлении сведений о деятельности СЭУ ФПС ГПС» утверждены формы отчетности по направлению деятельности испытательных пожарных лабораторий. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ необходимо организовать предоставление отчетных сведений в региональные центры, начальникам региональных центров, в свою очередь, необходимо организовать своевременный сбор, обобщение и анализ сведений по указанным формам и их предоставление во ВНИИПО МЧС России, отдельно по каждому региону и в обобщенном виде. При этом, на территории Сибирского федерального округа ИПЛ 1 разряда является ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ • по Омской области, все остальные ИПЛ на территории округа (в том числе, по Новосибирской области) являются лабораториями 2 разряда. | В соответствии с письмом от 28.12.2018 № 19-3-2-3262 все сведения направляются напрямую во ВНИИПО для обобщения |
6 | Проведение оценочных исследований и экспертиз по делам о пожарах, в том числе, товароведческих судебных экспертиз для установления размера материального ущерба, осуществляется на платной основе в экспертных организациях, в соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при этом, лимиты бюджетных обязательств на данные цели доводятся в недостаточном количестве. | В рамках НИР разработана Методика оценки ущерба в результате пожара. Методика находится на согласовании в центральном аппарате МЧС России. После согласования будет решаться вопрос о проведении товароведческих экспертиз силами СЭУ ФПС |
7 | Осуществление полномочий по лицензионному контролю в области пожарной безопасности специалистами управлений организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Для управлений пожаротушения данные функции являются избыточными и несвойственны общему направлению выполняемых ' задач, а в управлениях НДиПР наоборот, специалисты имеют необходимый опыт и навыки проведения проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и организаций, в том числе, по выполнению ими лицензионных условий и требований. | Департаментом подготовлен проект приказа МЧС .России о внесении изменений в Административные регламенты МЧС России предоставления государственных услуг и функций по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности в части передачи полномочий от управлений организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в управление надзорной деятельности и профилактической работы. |
8 | В настоящее время на официальном сайте МЧС России отсутствует возможность направления гражданами обращения в МЧС России в форме электронного документа с использованием средств информационно коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. | Срок исполнения работ обеспечивающих возможность авторизации заявителей при направлении обращений с официального интернет-портала и сайтов территориальных органов МЧС России, в том числе в рамках досудебного обжалования через ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации» 2019 год. |
9 | С 1 января 2019 года прекращается действие «надзорных каникул» в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных положениями статьи 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства» Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В тоже время в отношении организаций - лицензиатов МЧС России постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности не установлены. Таким образом, с 01.01.2019 согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо будет включить в годовой план проверок и проверить большое количество лицензиатов МЧС России, что ввиду низкой штатной численности подразделений надзорной деятельности невозможно. | В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» плановые проверки в отношении лицензиата могут проводятся с применением риск- ориентированного подхода в случае если это установлено Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В настоящее время изменения в Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности в части применения риск-ориентированного подхода не планируются. Кроме того Минэкономразвития России вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806 в части исключения из перечня видов государственного контроля, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода лицензионного контроля в области пожарной безопасности |
11 | По результатам комбинированной аудиторской проверки МЧС России выявлены два нарушения порядка установления ежемесячных надбавок к должностным окладам за особые условия службы сотрудникам, замещающим должности в управлениях и территориальных подразделениях надзорной деятельности и профилактической работы. Рекомендовано прекратить выплату: - ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам ФПС ГПС, замещающим должности в управлении и территориальных подразделениях надзорной деятельности и профилактической работы (в размере 10%), предусмотренной приказом МЧС России от 21.05.2013 № 333 «Об утверждении перечня должностей федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы в подразделениях государственного пожарного надзора и судебно-экспертных учреждениях (центрах), при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия службы», на основании того, что фактическое наименование управления надзорной деятельности и профилактической работы, а также территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы не соответствует наименованию, указанному в подпункте 4.1. пункта 4. «В управлениях надзорной деятельности» и в подпункте 4.2. этого же пункта вышеуказанного приказа «в территориальных подразделениях надзорной деятельности». Сложилась данная ситуация в результате того, что директивой МЧС России от 02.09.2014 № 47-50-3 наименование Управления надзорной деятельности Главного управления было дополнено словами «и профилактической работы», при этом территориальные отделы надзорной деятельности сохранили прежнее наименование. Соответствующие дополнения в приказ МЧС России от 21.05.2013 № 333 внесены не были. Директивой МЧС России от 23.12.2015 № 47-79-3 наименование территориальных отделов надзорной деятельности также было дополнено словами «и профилактической работы», при этом, соответствующие дополнения в приказ МЧС России от 21.05.2013 № 333 не внесены до настоящего времени. - ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы (в размере 20%) сотрудникам ФПС ГПС, замещающим должности: начальник отделения дознания (дознания и административной практики; административной практики и дознания; надзорной деятельности и профилактической работы) территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы), предусмотренной приказом МЧС России от 11.04.2013 № 242 «О ежемесячной надбавке за особые условия военной службы, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России и за особые условия службы сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы». Как основание для отмены этой надбавки комиссией приводится аргумент, что в штатном расписании Главного управления (№ 10/64 утверждено 15.09.2010) такие наименования отсутствуют, имеется должность «начальник отделения» (11 единиц), и главные управления не вправе самостоятельно устанавливать иные наименования (структурных подразделений), кроме поименованных в штатном расписании. То есть, создается правовая коллизия: назвать отделение «отделением дознания» мы не можем, а «начальник отделения» (поименованный в штатном расписании Главного управления) права на выплату надбавки за особые условия службы не имеет, поскольку, не является начальником отделения дознания. В сложившейся ситуации существует формальная возможность признать установление и выплату вышеуказанных надбавок не правомерными.
| ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений в приказы. Внесение изменений планируется в I полугодии 2019 г. |
12 | Начиная с 2015 года, штатная численность надзорных органов сокращена, практически, на 50 %. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России. УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
13 | Значительный износ имеющейся автомобильной техники (основная часть поступала в 2007-2008 годах). Средний возраст имеющихся автомобилей составляет более 10 лет. Сокращено (директивным письмом) количество эксплуатируемой автотехники. Из за чего на два, а иного три муниципальных района используется 1 автомобиль (при этом те автомобили которые ранее были в районных законсервированы). | МЧС России ведется разработка Ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2024 года», предусматривающей расходы, в том числе на закупку автомобильной техники для органов ГПН. Предложения с расчетами потребности по увеличению и обновлению автопарка направлены в ДГЗ для включения в ВЦП. |
14 | Увеличить годовой пробег на один автомобиль. В 2013 году годовая потребность в моторесурсах легковых автомобилей управления надзорной деятельности и профилактической работы составляла 30 000 километров в год. В 2014 и 2015 годах годовая норма пробега автомобильного транспорта управления надзорной деятельности и профилактической работы составляла 18 000 километров, в год. В соответствии с приказом МЧС России от 03.03.2018 № 91 «Об утверждении норм обеспечения автотранспортной техникой и годовой потребности в моторесурсах автотранспортных средств управлений надзорной деятельности и профилактической работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных подразделений (органов дознания)» для техники органов государственного пожарного надзора установлена норма пробега 12 000 километров в год, но в пределах выделенных лимитов. На сегодняшний день согласно выделенных лимитов норма пробега автомобильного транспорта управления надзорной деятельности и профилактической работы составляет 4 800 километров в год. | Приказ МЧС России от 05.03.2018 № 91 «Об утверждении норм обеспечения автотранспортной техникой и годовой потребности в моторесурсах автотранспортных средств управлений надзорной деятельности и профилактической работы Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных подразделений (органов дознания)» планируется признать утратившим силу. При разработке нового приказа, нормы планируется увеличить. ДНПР совместно с ДТО ведется работа по выработке позиции о нормах пробега автомобильной техники для ГПН. Согласование и подписание приказа запланировано на I полугодие 2019 года. |
15 | В 2015 году произошло понижение предельных званий по занимаемым должностям (заместитель начальника отдела (ранее подполковник, сейчас - майор; старший дознаватель, ранее майор, сейчас капитан; дознаватель- ранее капитан, сейчас старший лейтенант). | В рамках подготовки проекта Указа Президента Российской Федерации «О типовых должностях в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и соответствующих им специальных званий» ДНПР направлялись соответствующие предложения в УСПОР. |
16 | Недостаточная обеспеченность подразделений оргтехникой. В настоящее время возраст существующей техники превышает 10 лет и она уже выработала свой ресурс. | МЧС России ведется разработка Ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2024 года». Предложения с расчетами потребности в оргтехнике направлены в ДГЗ для включения в ВЦП. |
17 | Для организации надзорной и профилактической работы необходимо увеличение штатной численности подразделений надзорной деятельности и профилактической работы для осуществления надзорной деятельности с учетом планируемых изменений в законодательстве РФ. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России. УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
18 | Реализация приказа МЧС России от 24.03.2017 № 132 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований» (далее - Приказ). Данный Приказ имеет расширенное толкование статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно данного Приказа, плановым (рейдовым) осмотрам, обследованиям территорий подлежат все категории земель субъекта РФ. Охватить такой объем мероприятий имеющимися силами и средствами органа ГПН не представляется возможным. Одновременно данным приказом не предусмотрено проведение внеплановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий исходя из природно-климатических условий и складывающейся обстановки с ландшафтными пожарами. | В соответствии с пунктом 3 Приказа проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий осуществляется на основании решений: должностных лиц об установлении периода, во время которого возникает повышенная угроза возникновения техногенных, природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; органа государственной власти или руководителя организации о введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, указанный приказ не имеет расширенного толкования. Проведение плановых (рейдовых) осмотров осуществляется исходя из природно-климатических условий, в том числе, складывающейся обстановки- с природными пожарами и введения особого противопожарного режима, либо режима ЧС на соответствующей территории. |
19 | Реализация приказа МЧС России от 28.06.2018 № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности». Вышеуказанным приказом утверждены проверочные листы в отношении всех класс функциональной пожарной опасности. Каждый проверочный лист - это от 18 до 35 листов оформленный в альбомном формате в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 03.12.2014 № 670 «О совершенствовании делопроизводства в территориальных органах, учреждения и организациях МЧС России». Кроме того, сотрудником органа ГПН необходимо подготовить уведомление, распоряжение, акт проверки, предписание, протокол, постановление и т.д. - это также примерно от 2 до 10 листов каждый, что увеличивает в разы расходы материальных ресурсов. Также вышеуказанным приказом не предусмотрены рекомендации, разъяснения, инструкции по применению проверочных листов. | Внедрение в деятельность органов федерального государственного пожарного надзора проверочных листов осуществляется в рамках приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности». Департаментом в настоящее время осуществляется обобщение практики применения указанных документов для совершенствования работы по использованию проверочных листов. |
20 | Реализация приказа МЧС России от 27.02.2018 № 78 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны». | В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) предусматривается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), сами проверочные листы разрабатываются и утверждаются органами государственного контроля (надзора) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)». Таким образом применение формы акта проверки и проверочных листов регулируется разными нормативными правовыми актами, а разработка указанных документов осуществляется разными федеральными органами исполнительной власти. |
21 | Реализация приказа МЧС России от 27.02.2018 № 78 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | |
22 | С 2015 года по 2018 год были сокращены должности сотрудников надзорной деятельности на 31,1% (по состоянию на 01.01.2015г. - 90 ед., на 01.01.2018 - 62 ед.). По -состоянию на. 10.12.2018 г. штатная численность управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления составляет 62 единицы, фактическая - 53. Неукомплектованными остаются 9 должностей, из них 1- в аппарате управления. В настоящее время ЦАК МЧС России рассмотрено и утверждены 4 кандидатуры. Территория Забайкальского края - 431 892 км2, что составляет 2,53 % площади России. По этому показателю край занимает 12-е место в стране. Неукоснительно возрастет нагрузка на лиц, осуществляющих дознание. Так, в среднем, нагрузка на одного лица, наделенного правом проведения дознания, в год составит 320 материалов о пожарах. С учетом сжатых сроков, установленных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, провести проверку по пожарам в полном объеме предъявляемых требований не представляется возможным. На сегодняшний день не прикрытыми сотрудниками государственного пожарного надзора остаются 9 муниципальных районов края. Расстояние между районами составляет свыше 300 км. Кроме того, в 19 муниципальных районах согласно штатному расписанию дислоцируется 1 сотрудник. Осуществление функций по . надзору, профилактические мероприятия и проведение - дознания по пожарам (техногенным и лесным) проводится сотрудниками близлежащих -районов по территориальности, на служебном автотранспорте. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России. УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
24 | В 2016 году на территориальные подразделения надзорной деятельности возложили обязанности по руководству пожарно-спасательными гарнизонами в тех муниципальных районах, где отсутствует федеральные пожарные части. На территории Камчатского края таких 6 муниципальных районов, при этом штатная численность надзорных подразделений составляет 1-2 сотрудника на 1 муниципальный район (с учетом вакантов и временного отсутствия). Таким образом, к дополнению осуществления надзорной деятельности, возложены обязанности по организации гарнизонной службы, ликвидации различных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах и многое другое, при этом качество выполняемых функции по прямому предназначению сотрудника надзорной деятельности, значительно снижается, из-за большого объема выполняемых задач. | ДНПР совместно с Управлением стратегического планирования и организационной работы рассматриваются предложения по установлению надбавок за повышенную нагрузку. Внесение изменений планируется в I полугодии 2019 г. |
25 | Из всех должностных лиц надзорной деятельности, начальники территориальных отделений надзорной деятельности и профилактической работы не получают ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия службы. Ранее данная надбавка была предусмотрена приказом МЧС России от 11 апреля 2013 № 242 «О ежемесячной надбавке за особые условия военной службы военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России и за особые условия службы сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы», но в 2016 году приказом МЧС России от 30.03.2016 № 156 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам денежного довольствия военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» надбавка к должностному окладу за особые условия службы была отменена. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы направлены предложения по внесению соответствующих изменений в приказы. Внесение изменений планируется в I полугодии 2019 г. |
26 | Отсутствие постоянной актуализации и методического сопровождения Специального программного обеспечения автоматизированной информационной системы сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению ГПН на объектах надзора (далее - СПО ИАП) Распоряжением заместителя Министра МЧС России от 10.01.2018 № 5 «О развитии единой информационной среды надзорных органов МЧС России» методическое сопровождение передано в ФГБОУ «Санкт- Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России» с этого времени фактически прекратилась работа по поддержанию данного программного обеспечения в актуальном состоянии, прекращено непосредственное общение между разработчиками данной программы и инспекторами территориальных органов на специализированном форуме. | В рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, МЧС России ведется разработка автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органам МЧС России (ААС КНД) которая придет на смену СПО ИАП. Система позволит взаимодействовать с Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ), государственной информационной системой государственных платежей (ГИС ГМП), единым реестром проверок (ЕРП) и другими системами обеспечивающими межведомственное взаимодействие. Планируемый срок введения системы в эксплуатацию 2020 год. |
27 | В результате организационно-штатных мероприятий и оптимизации в соответствии с директивами МЧС России от 23.12.2015 № 47-79-3, от 26.01.2016 № 47-2-3 с декабря 2014 года по сентябрь 2018 года, численность сотрудников управления и территориальных отделов (отделений) сокращена на 39 единиц (по состоянию на 31.12.2014 г. штатная численность - 148 человек). В настоящее время штатная численность управления и территориальных отделов (отделений) составляет 109 человек, в том числе: в управлении - 12, территориальных отделах (отделениях) - 97. Штатная численность ряда отделов и отделений НДиПР не соответствует рекомендациям МЧС России, которыми установлено, что численность структурных подразделений должна учитывать следующие требования: управление - не менее 3-х отделов, общей численностью не менее 20 единиц; отдел - численностью не менее 5 единиц; отделение - численностью не менее 3 единиц. Отсутствие штатных должностей начальников отделов (отделений) НДиПР, влечёт нарушение законодательства, а также нормативных-правовых актов МЧС России в том числе подписания распорядительных документов для проведения мероприятий по надзору, рассмотрения административных дел в отношении юридических лиц, утверждения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, продления сроков проверки по пожарам и т.д. Это уже спровоцировало увеличение более, чем на 30% числа представлений органов прокуратуры. В условиях нехватки кадров, отсутствии штатных руководителей территориальных подразделений надзорной деятельности края весь объем существующих полномочий ложится на 2-х, а в отдельных районах края только на 1-го сотрудника территориальных подразделений, в обязанности которых входит: расследование обстоятельств возникновения лесных пожаров, расследование обстоятельств возникновения бытовых пожаров, контроль за противопожарным состоянием социально значимых объектов, больниц, школ, интернатов, объектов с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения, объектов с массовым пребыванием людей и др. объектов путем организации плановых и внеплановых проверок, осуществление проверок готовности населенных пунктов к лесопожарному периоду по поручению Правительства РФ, осуществление плановых и внеплановых проверок в области гражданской обороны, осуществление плановых и внеплановых проверок в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, осуществление плановых и внеплановых проверок в области пожарной безопасности, проведение выездных профилактических мероприятий с населением, участие в сходах с гражданами при главах сельских и городских поселений, выездные мероприятия, связанные с ежегодной приемкой детских оздоровительных лагерей к новому сезону и ежегодной приемкой к новому учебному году общеобразовательных учреждений, работа с обращениями граждан и т.д. ведение баз данных по статистике пожаров, СПОиАП, ГАС ПС, Реестр исполнительных производств, Единый реестр проверок, гос. услуги и т.д. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России. УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
28 | Согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 15 приказа МЧС России от 25.10.2017 № 467 начальниками местных пожарно-спасательных гарнизонов, при отсутствии пожарно-спасательного подразделения ФПС может являться сотрудник органа ГПН, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров. В шестнадцати муниципальных образованиях Хабаровского края начальники органов ФГПН, одновременно являются начальниками местных пожарно-спасательных гарнизонов, а также руководителями оперативных групп пожарно-спасательных гарнизонов. Как правило, муниципальные образования, где отсутствуют пожарноспасательные подразделения ФПС, это северные районы (Тугуро- Чумиканский, Охотский, Николаевский, Аяно-Майский, районы и др.) или сельские муниципальные образования, где сотрудники органа ФГПН представлены одним, двумя представителями органа ФГПН, при этом площадь муниципального образования и отдаленность мест дислокации подразделений пожарной охраны достигает значительных расстояний. Приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467 определены обязанности начальника пожарно-спасательного гарнизона, при этом не учтены обязанности сотрудника ГПН установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», что накладывает на должностное лицо ФГПН дополнительные обязанности и отрицательно влияет на исполнение прямых обязанностей. Ненадлежащее исполнение государственных функций, служебных обязанностей и полномочий, непреднамеренная волокита при производстве уголовно-процессуальной и административно-правовой деятельности послужат многочисленным обращениям юридических и физических лиц, а также внесение актов реагирования со стороны органов прокуратуры. Кроме того, автомобильная техника, закрепленная за указанными подразделениями ФГПН, нуждается в дополнительном финансировании на горюче-смазочные, расходные материалы и ее обслуживание, в связи с решением дополнительных обязанностей начальника местного пожарноспасательного гарнизона. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы направлены предложения по внесению соответствующих изменений в приказы в части установления надбавок за повышенную нагрузку. Внесение изменений планируется в I полугодии 2019 г. |
29 | Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.05.2018 года№ 157-СФ. Наделение органов государственного пожарного надзора правом контроля за соответствием проектных решений строящихся и реконструируемых объектов с массовым пребыванием людей, установленным требованиям пожарной безопасности, а также правом участия в работе комиссий по приемке таких объектов в эксплуатацию. | При наделении органов государственного пожарного надзора новыми полномочиями, организационно-штатная структура территориальных органов надзорной деятельности будет изменена в соответствии с возложенными задачами. |
30 | В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) отсутствуют законные основания для проведения внеплановой проверки по истечению срока исполнения органом местного самоуправления, ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения. Так, в соответствии ч.2.6 ст. 77 Федерального закона установлено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Также внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся органами государственного надзора в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, либо на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или прокурора субъекта Российской' Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. | В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.06.2014 № 76/2278-2014 о порядке применения статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) частью 2.8 статьи 77 Федерального закона органам государственного контроля (надзора) представляется возможность запрашивать у органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления необходимую информацию, в том числе об исполнении ранее выданных предписаний. Кроме того, согласно ч. 2.7 статьи 77 Федерального закона информация о выявленных в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения является общедоступной, поскольку размещается на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет. ' Поступившие от граждан, юридических лиц и государственных органов сведения о неисполнении предписаний и продолжающихся названных нарушениях законодательства могут стать основанием для повторной внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления. Соответствующие разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации ранее направлялись письмом Департамента надзорной деятельности и профилактической работы от 26.06.2014 № 19-5-1-2640. |
31 | В соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами МЧС России в УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области организована работа по предоставлению государственных услуг юридическим и физическим лицам посредствам сети ИНТЕРНЕТ и ИНТРАНЕТ. Перечень государственных услуг, оказываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий физическим и (или) юридическим лицам, размещен на официальном сайте МЧС России. В целях организации стабильной работы в сети ИНТРАНЕТ территориальными отделами (отделений) надзорной деятельности по своевременному внесению сведений в информационные системы «ГИС ГМП» (формирование платежных документов посредством модуля с обязательным содержанием уникального идентификатора начисления), «ГАС ПС» (учет и регистрация сообщений о преступлениях связанных ' с пожарами), «СПО ИАП», (сбор информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению ГПН на объектах надзора), «Базы ЧС» (сбор и обобщение информации по рискам возникновения ЧС на объектах), «Реестр заключений специальных технических условий» (согласование специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности. | В рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, МЧС России ведется разработка автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (ААС КНД) которая придет на смену СПО ИАП. Система позволит взаимодействовать с Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ), государственной информационной системой государственных платежей (ГИС ГМП), единым реестром проверок и другими системами обеспечивающими межведомственные взаимодействие. Одновременно прорабатываются вопросы выделения необходимого количества каналов связи, их защиты и технической поддержки. Планируемый срок введения в эксплуатацию 2019 год. |
32 | На балансе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области состоит 61 единица автомобильной техники. В соответствии с штатным расписанием введено в эксплуатацию и используется 55 единиц техники. Вся эксплуатируемая техника находится в исправном состоянии. 6 единиц техники находится на длительном хранении до списания. В соответствии с приказом № 91 от 05.03.2018 «Об утверждении норм обеспечения автотранспортной техникой и годовой потребности в моторесурсах автотранспортных средств управлений надзорной деятельности и профилактической работы Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных подразделений (органов дознания)», автомобили обеспечивающие деятельность управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области и его территориальных подразделений по проведению надзорно-профилактических мероприятий, проверок сообщений о преступлениях, дознания по делам о пожарах имеют годовую потребность в моторесусах 12000 км на одну единицу техники. Исходя из среднего расхода топлива и годовой потребности по приказу № 91 в моторесурсах на один автомобиль в месяц требуется 120 литров топлива (79200 л. в год на всю технику). Фактически в месяц на одну единицу техники выделяется 22 литра топлива. Всего на технику УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области и его территориальные подразделения на 2019 год выделено 14800 литров. В соответствии с указанием ДНПР № 19-3-1-1450 от 10.08.2018 приказ МЧС № 91 от 05.03.2018 проходит процедуру отмены, по окончании которой будет действовать ранее изданный приказ № 157 от 30.03.2016 согласно которого годовая потребность в моторесурсах на одну единицу техники составляет 18 000 км, в связи, с чем требуется в среднем 200 литров топлива в месяц на 1 единицу техники (132000 л. в год на всю технику). В настоящее время фактически выделяется 22 литра в месяц, то есть 12% от необходимой потребности | МЧС России ведется разработка Ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2024 года». Предложения с расчетами потребности по увеличению и обновлению автопарка направлены в ДГЗ. Приказ МЧС России от 05.03.2018 № 91 «Об утверждении норм обеспечения автотранспортной техникой и годовой потребности в моторесурсах автотранспортных средств управлений надзорной деятельности и профилактической работы Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных подразделений (органов дознания)» планируется признать утратившим силу. При разработке нового приказа, нормы планируется увеличить. При этом выделение ГСМ производится на Главное управление по субъекту Российской Федерации в связи с чем выделить часть, предусмотренную для подразделения ГПН не представляется возможным. ДНПР совместно с ДТО ведется работа по выработке позиции о нормах пробега автомобильной техники для ГПН. Согласование и подписание приказа запланировано на I полугодие 2019 года. |
33 | Согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №1742-рс, распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 411-РС на территории Свердловской области в перечень критически важных для национальной безопасности страны включены 124 объекта данной категории, в том числе объекты атомной энергетики, топливно-энергетического комплекса, и объекты отрасли военно- промышленного комплекса. 15 объектов особой важности, 93 объекта отнесенных к 1 категории по ГО. 211 объектов отнесенных ко 2 категории по ГО и 12 территорий органов местного самоуправления также отнесены к категориям по ГО, на указанных предприятиях ряд документом, составляют государственную тайну и вход на которые возможен при наличии соответствующей формы допуска (2-ая, 3-я форма допуска). На сегодняшний день штатное расписание Главного управления МЧС России по Свердловской области предусматривает 4 штатных единиц, имеющих форму допуска 3, и 2 единицы форму допуска 2, при этом формой допуска не наделен ни один сотрудник органа дознания. | В настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Номенклатуру должностей работников центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. |
34 | Необходимо передать предоставление государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности и исполнение государственных функций по контролю за соблюдением лицензионных требований в управления надзорной деятельности и профилактической работы Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, так как выполнение целей и задач лицензирования не свойственно сотрудникам управлений организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. | Департаментом подготовлен проект приказа МЧС России о внесении изменений в Административные регламенты МЧС России предоставления государственных услуг и функций по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности в части передачи полномочий от управлений организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в управление надзорной деятельности и профилактической работы. |
35 | Отсутствие нормы по обязанности содержания электрических сетей в исправном техническом состоянии, исключающем возможность возникновения пожара позволяет виновникам пожаров, допустивших нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования, избежать уголовной или административной ответственности. | Принято во внимание, предложение будет учтено при внесении изменений в ППР в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390. |
36 | В настоящее время предусмотрена ответственность только по пожарам, повлекшим уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение вреда здоровью или смерть человека. Пожар без наступления последствий, не квалифицируется как общественно опасное деяние. | Полагаем изменения нецелесообразным, т.к ч. 1 статьи 20.4 позволяет привлечь к ответственности лицо, допустившее нарушение требований пожарной безопасности, вне зависимости от наличия ущерба. |
37 | С учётом внедрения риск ориентированного подхода отсутствует возможность организации плановых мероприятий в отношении земельных участков и плоскостных объектов сельского хозяйства (в том числе примыкающих к лесным массивам). | Федеральным законом от 28 мая 2017 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», установлены необходимые правовые основания для осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях земель различного назначения. С учетом указанных изменений в целях контроля за обеспечением пожарной безопасности и выполнением требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций приказом МЧС России от 24.03.2017 № 132, установлен Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий. Проведение плановых (рейдовых) осмотров осуществляется ежегодно исходя из природно-климатических условий региона, а также и складывающейся обстановки с природными пожарами. |
38 | Не предусмотрена административная ответственность за непринятие мер по выданным предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований ПБ. Отсутствует система организации контроля за исполнением предложенных мероприятий и ответственности за их неисполнение. | ДНПР в рамках приказа МЧС России от 25.11.2016 «Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России по указанному вопросу будет подготовлено разъяснение. |
39 | При лицензировании юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставить оборудование, инструмент, технические средства, в том числе средства измерения, предусмотренные приказом МЧС России от 30 октября 2017 г. № 478. Как показывает практика, данное оборудование соискатели лицензии берут в аренду, и предоставляют проверяющему сотруднику МЧС только на момент проведения выездной проверки. Также, организация арендодатель данного оборудования находиться, как правило, в другом субъекте Российской Федерации и предоставляет его в аренду большому количеству другим организациям, только для прохождения процедуры лицензирования. | Согласно п.1, ч.1 ст.7 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - федеральный закон) должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством РФ, при осуществлении лицензирования имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, в договоре аренды оборудования должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор на основании ст. 607 ГК РФ не считается заключенным. С учетом изложенного, при наличии у органа лицензирования достаточных данных, свидетельствующих о том, что представленное соискателем лицензии оборудование является объектом договора аренды с иным хозяйствующим субъектом, требование о предоставлении документов, подтверждающих выполнение подпункта «а» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, допустимо. Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности, является обязательным лицензионным требованием, в соответствии с Положением. Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона лицензия действует бессрочно. Таким образом, по смыслу указанных положений, соискатель лицензии (лицензиат) обязан иметь в наличии оборудование, принадлежащее ему на праве собственности или ином законном основании и документы, подтверждающие такое право, весь период действия лицензии. Помимо этого, заключение договора аренды оборудования, не подразумевающее передачу его во временное владение или пользование, а также направленное лишь на формальное подтверждение соблюдения отдельными хозяйствующими субъектами лицензионных требований, по мнению Министерства, противоречит действующему законодательству РФ. Подобные сделки обладают признаками мнимых или притворных (статья 170 ГК РФ), либо являются сделками, совершенными в обход закона с противоправной целью (статья 10 ГК РФ). |
40 | В результате проведенных, начиная с 2014 года, организационно-штатных мероприятий штатная численность сотрудников УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области сократилась с 335 до 220 сотрудников. Количество сотрудников уменьшилось на 115 человек. Фактическая численность сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Челябинской области, по состоянию на 14.12.2018, 190 человек, не комплект 14% -30 человек. Всего на территории Челябинской области расположено 91352 объекта надзора, при настоящей штатной численности на одного инспектора приходится 415 объектов надзора. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России. УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России. При разработке предложений о структуре УНДиПР Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации ДНПР предусмотрены нормативнотехнические отделы. Соответствующие предложения направлены в УСПОР. |
41 | Для осуществления мероприятий по надзору в области гражданской обороны должностным лицам надзорного органа необходимо иметь допуск к работе со сведения составляющим государственную тайну. В управлении надзорной деятельности и профилактической работы всего 4 должностных лица имеют соответствующий допуск, при том что на территории Челябинской области взято на учет свыше 670 объектов надзора в области гражданской обороны. | В настоящее время прорабатывается вопрос внесения изменений в Номенклатуру должностей работников центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. |
42 | В настоящее время в Российской Федерации участились случаи предоставления в частных (индивидуальных) жилых домах, различных видов услуг (гостиницы, хосписы, дома престарелых и лиц с ограниченными возможностями, реабилитационные центры, центры дополнительного образования детей). В большинстве случаев данные услуги оказываются без надлежащего оформления разрешительных документов на данные виды деятельности, а также без соответствующей реконструкции жилого дома и выполнения в нем ' необходимых требований пожарной безопасности, предусмотренных действующим законодательством. В случае организации любого из . выше указанных учреждений, объект в зависимости от осуществляемой в нем деятельности необходимо относить к классам по функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, однако формально объект продолжает относиться к классу по функциональной пожарной опасности Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные). Органы ГПН, надзор за объектами индивидуального жилищного строительства не осуществляют. Какие-либо мероприятия надзорного характера со стороны МЧС России в отношении данных объектов действующим законодательством РФ, не предусмотрены. | В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре надзорные органы МЧС России осуществляют свою деятельность с учетом риск-ориентированного подхода. Все объекты социального обслуживания . отнесены к категории высокого риска, с периодичностью проведения плановых проверок один раз в 3 года. Основаниями для проведения внеплановых проверок в соответствии с положениями ■ Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» являются поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Наряду с этим, проверка общественных организаций и частных лиц, осуществляющих деятельность по оказанию медицинских и социальных услуг населению без соответствующего учета в органах государственной власти, находится вне правового поля надзорных органов МЧС России. Проработка механизмов по выявлению таких недобросовестных организаций и применению к ним мер по контролю и надзору за их деятельностью возложена на Минтруд России. При наличии информации о выявлении на территории субъекта Российской Федерации организаций и частных лиц, осуществляющих деятельность по оказанию медицинских и социальных услуг населению в зданиях, не соответствующих требованиям по функциональной пожарной опасности, незамедлительно информировать правоохранительные органы, а также уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. |
43 | В настоящее время в действующей редакции ч. 1 Статьи 20.4. КоАП РФ, административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, не предусмотрено. | Законопроект, предусматривающий указанные изменения, согласован с ФОИВами и направлен на оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития России. |
44 | Пунктом 2.6. статьи 77 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основания для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления. Внеплановые проверки по контролю за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений, к числу таких оснований не отнесены, что исключает возможность проведения контроля исполнения предписания. Вместе с тем, в представлениях Генеральной прокуратуры РФ об устранении нарушений законодательства, направляемых в адрес МЧС России осуществление ненадлежащего контроля за устранением выявленных нарушений, указывается в качестве . серьёзного нарушения действующего законодательства. | В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.06.2014 № 76/2278-2014 о порядке применения статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) частью 2.8 статьи 77 Федерального закона органам государственного контроля (надзора) представляется возможность запрашивать у органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления необходимую информацию, в том числе об исполнении ранее выданных предписаний. Кроме того, согласно ч. 2.7 статьи 77 Федерального закона информация о выявленных в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц , местного самоуправления нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения является общедоступной, поскольку размещается на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет. Поступившие от граждан, юридических лиц и государственных органов сведения о неисполнении предписаний и продолжающихся названных нарушениях законодательства могут стать основанием для повторной внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления. Соответствующие разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации ранее направлялись письмом Департамента надзорной деятельности и профилактической работы от 26.06.2014 № 19-5-1-2640. |
45 | По поступающей информации от физических и юридических лиц, работу по оказанию государственных услуг в электронном виде осложняет возникающие проблемы при использовании сайта ЕПГУ, а именно: существующие ограничения на добавление документов к обращению позволяют прикрепить только два файла, объемом не более 5 мегабайт, в то время как требуемые к предоставлению документы, для предоставления государственной услуги по регистрации копий заключения НОР, согласования СТУ, по лицензированию отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, в электронном виде имеют значительно больший размер, тем самым данная проблема не позволяет использовать единый портал государственных услуг в полном объеме. | В настоящее время портальные формы по согласованию специальных технических условий и приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска Единого портала государственных услуг обеспечивают возможность прикрепления электронных документов объемом до 100 Мб. |
46 | Необходимо установить законодательством Российской Федерации обязательность наличия управляющих компаний, обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности, в зданиях торговых и торгово-развлекательных центров, детских досуговых учреждений, иных многофункциональных объектов с массовым пребыванием людей, характеризующихся наличием нескольких собственников, арендаторов и иных лиц, уполномоченных владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, в том числе на правах аренды. Проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности в таких зданиях затрудняется наличием нескольких собственников и множеством арендаторов, местонахождение которых в ряде случаев достаточно проблематично установить, в том числе в связи с проживанием за территорией Российской Федерации. Данные обстоятельства затрудняют планирование проверок, уведомление лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, разграничение их обязанностей по обеспечению безопасности пребывающих в здании людей, привлечение к установленной законом ответственности, организацию устранения нарушений. | По указанному вопросу Департаментом проводится работа по внесению изменений в законодательство РФ. |
47 | Частью 3 ст. 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов. Однако, никаким документом не установлены требования по хранению документации на применённые материалы непосредственно на объекте защиты. В этой связи при проверках соблюдения требований пожарной безопасности не представляется возможным проконтролировать соответствие применённых материалов требованиям Технического регламента. Кроме того, при проверках государственному инспектору требуется обеспечить контроль за соблюдением проектных решений, а также специальных технических условий. Однако, зачастую ни проект, ни СТУ государственному инспектору не предоставляются, со ссылкой на их утрату, что не позволяет объективно оценить состояние пожарной безопасности объекта защиты. | В целях обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребываем людей разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ проект федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Кроме того, по указанному вопросу Департаментом подготовлены изменения в Правила противопожарного режима в РФ, которые проходят стадию согласования. |
48 | Прекращены выплаты сотрудникам, которые временно исполняют обязанности по вышестоящим должностям в связи с отсутствием (болезнью, отпуском) сотрудников, которые их занимают. | Вопрос законодательно урегулирован. Вопросы временного исполнения обязанностей предусмотрены ст. 31 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок возложения временного исполнения обязанностей закреплен Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 518 |
49 | Не предусмотрена компенсация за пересылку документов и посылок (например, с вещдоками), направляемыми в адрес вышестоящих или сторонних организаций. | Финансирование расходов на пересылку документов и посылок закладывается в смету финансового обеспечения Главного управления по субъекту Российской Федерации. |
50 | Отсутствует специальная техника (снегоход, лодка), при этом имеются 5 районов (Шурышкарский, Ямальский, Приуральский, Тазовский, Красноселькупский) с отдаленными поселениями, не имеющими транспортной схемы. | МЧС России ведется разработка Ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2024 года». Предложения с расчетами потребности в технике, с учетом предложений, поступивших из Главных управлений МЧС России направлены в ДГЗ для включения в программу. |
51 | Инспекторский состав на который возлагаются обязанности дознавателя не получает соответствующею надбавку. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений в приказы. Внесение изменений планируется в I полугодии 2019 г. |
52 | Ликвидированы нормативно-технические отделы, при этом полномочия по осуществлению государственных функций остались (рассмотрение специальных технических условий, ведение реестров НОР и т.п.). Большое количество обращений по вопросам соблюдения и разъяснения требований ПБ при строительстве. Ранее эта нагрузка лежала на нормативнотехническом отделе. Также ведется работа по внесению изменений в НПА РФ по наделению территориальных органов МЧС России полномочиями по контролю за ПБ на новостроящихся объектах. | При наделении органов государственного пожарного надзора новыми полномочиями, организационно-штатная структура территориальных органов надзорной деятельности будет изменена в соответствии с возложенными задачами. |
53 | В территориальных отделах исключили должности главных специалистов (ранее осуществляли нормативно-техническую работу), заместителей начальников отдела (по УПК являются заместителями органа дознания, с соответствующим рядом полномочий по осуществлению уголовно процессуальной деятельности). | Предложения Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (предоставленные в декабре 2018 г.) о структуре УНДиПР ДНПР обобщены направлены в УСПОР для реализации. |
54 | Все административные материалы, составленные в субъекте на юридических лиц подлежат рассмотрению Главным государственным инспектором субъекта или его заместителями, что в свою очередь противоречит требованиям части 1 статьи 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. | Письмо МЧС России от 27.07.2017 № 19-3-1-2857дсп признано утратившим силу письмом МЧС России от 14.06.2018 № 19-3-1-781 |
55 | В связи с необходимостью усиления профилактической работы в жилье (наибольшее количество пожаров - значение индивидуального пожарного риска в жилье превышает одну миллионную). Возможно ли рассмотреть вопрос о возвращении в штаты младших инспекторов либо введении должностей инженеров-профилактиков либо предусмотреть закрепление за отделами надзорной деятельности профилактических подразделений отрядов и ПЧ, в части организации работы. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России (представленных в декабре 2018 года). УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
56 | Начальники отделов надзорной деятельности где нет подразделений ФПС являются начальниками гарнизона и выполняю не свойственные функции селектора, разработка планов карточек тушение пожаров и их утверждение и т.п.). | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы направлены предложения по внесению соответствующих изменений в приказы в части установления надбавок за повышенную нагрузку. Внесение изменений планируется в I полугодии 2019 г. |
57 | В целях обеспечения пожарной безопасности торгово-развлекательных, культурно-зрелищных и других объектов с массовым пребываем людей предлагается внесение изменений в действующее законодательство. | В целях обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребываем людей разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ проект федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». |
58 | Определить законодательно срок действия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. | Срок действия заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее-заюночение) нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен. Вместе с тем, учитывая, что заключения представляются соискателями лицензий (лицензиатом) в соответствующие лицензирующие органы, таким образом срок давности указанных заключений определяются лицензирующими органами. |
59 | В настоящий период на территории Российской Федерации большую популярность приобретает строительство многофункциональных комплексов, развлекательных центров которые представляют собой объекты (или несколько объектов) недвижимости, сочетающих в себе помещения двух или более эксплуатационных назначений (магазины, офисные площади, развлекательные заведения), где нередко могут быть объединены коммерческие и жилые функции. Такие комплексы характеризуются большой площадью (более 1000 кв. м.) и сложными объемнопланировочными решениями. Также, при их строительстве используются, как правило, легкие строительные конструкции и современные конструктивные решения с низкой пожарной устойчивостью. В таких зданиях, чаще всего используются установки пожарной автоматики (пожаротушения, дымоудаления, сигнализации, оповещения), в том числе для защиты строительных конструкций, выделения пожарных отсеков и т.п. Как показывает статистика, пожары в таких зданиях сложные и характеризуются большой площадью пожара, задымлением, а учитывая значительное количество находящихся в здании людей, и массовое спасение, являются резонансными. Все вышеперечисленные характеристики этих объектов, а также наличие большого количества собственников (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) представляет значительную сложность при планировании и проведении проверок в области пожарной безопасности, с целью контроля за исполнением на них обязательных требований пожарной безопасности. Многофункциональные здания (Ф3.1) - здания организаций торговли (с пребыванием более 200 человек одновременно) относятся к объектам категории значительного риска и планово проверяются не чаще 1 раза в 4 года. Также, возникают проблемные вопросы к отнесению таких объектов к определенному классу функциональной пожарной опасности в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». | Департаментом совместно с ВНИИПО организована работа по разработке СП «Многофункциональные здания». Указанный нормативный документ проходит процедуру согласования. Одновременно в текущем году организована работа по внесению изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». |
60 | В целях совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности торговоразвлекательных, культурно-зрелищных и других объектов массового пребывания людей и повышения уровня противопожарной защищенности таких зданий, предлагается внести изменения и дополнения в действующее законодательство. | В целях совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности разработан и находиться на рассмотрении в Государственной Думе РФ проект федерального закона № 518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Кроме того, Департаментом разработаны и находятся на согласовании с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности», проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» и проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». |
61 | При проведении плановых проверок требований пожарной безопасности на объектах контроля, в том числе при проверках вновь принятых объектов, отсутствует возможность контролировать капитальные мероприятия, так как в проверочных листах отсутствуют вопросы, отражающие содержание обязательных требований по капитальным мероприятиям | Изменение порядка применения и формы проверочных листов не планируется. Департаментом в настоящее время осуществляется обобщение практики применения указанных документов для совершенствования работы по использованию проверочных листов. |
62 | Не определен порядок применения проверочных листов при проведении плановых проверок требований пожарной безопасности на объектах контроля юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего в собственности (в управлении) помещения (здания) различного функционального назначения | Изменение порядка применения и формы проверочных листов не планируется. Департаментом в настоящее время осуществляется обобщение практики применения указанных документов для совершенствования работы по использованию проверочных листов. |
63 | Имеются противоречия в Федеральных законах от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части оснований для разработки по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» | Противоречия между Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной , безопасности». В настоящее время обсуждаются в рамках полученных изменений в Федеральный закон от 30.12.2009 №384 |
64 | В Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрены категории риска в этой связи отсутствует возможность планирования проверок по соблюдению лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. | В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» плановые проверки в отношении лицензиата могут проводятся с применением риск-ориентированного подхода в случае если это установлено Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В настоящее время изменения в Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности в части применения риск-ориентированного подхода не планируются. Кроме того Минэкономразвития России вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806 в части исключения из перечня видов государственного контроля, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода лицензионного контроля в области пожарной безопасности. |
65 | При проведении плановых проверок требований пожарной безопасности на объектах контроля, в том числе при проверках вновь принятых объектов, отсутствует возможность контролировать капитальные мероприятия, так как в проверочных листах отсутствуют вопросы, отражающие содержание обязательных требований по капитальным мероприятиям | Внедрение в деятельность органов федерального государственного пожарного надзора проверочных листов осуществляется в рамках приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности». Требования к капитальным мероприятиям отражены в разделе 1 проверочных листов. |
66 | В настоящее время у должностных лиц, осуществляющих государственный региональный надзор в области ЧС отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 20.6 КоАП РФ). | В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании пункта 6.1 части 1 статьи 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-Кодекс) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют соответствующие перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в указанной сфере. Вместе с тем, для реализации статьи 28.3 Кодекса высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо внести изменения в региональные законодательства в части создания органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
67 | В соответствии с пунктом 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Отсутствуют основания проведения органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок по ранее выданному предписанию. | В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.06.2014 № 76/2-278-2014 о порядке применения ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) ч. 2.8 ст. 77 Федерального закона органам государственного контроля (надзора) представляется возможность запрашивать у органов местного самоуправления! и должностных лиц местного самоуправления необходимую информацию, в том числе об исполнении ранее выданных предписаний. Кроме того, согласно ч. 2.7 статьи 77 Федерального закона информация о выявленных в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения является общедоступной, поскольку размещается на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет. Поступившие от граждан, юридических лиц и государственных органов сведения о неисполнении предписаний и продолжающихся названных нарушениях законодательства могут стать основанием для повторной внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления. Соответствующие разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации ранее направлялись письмом Департамента надзорной деятельности и профилактической работы от 26.06.2014 № 19-5-1-2640. |
68 | С переходом на риск - ориентируемый подход возросло количество плановых проверок высокого и значительного риска. С проведенными оргштатными мероприятиями 2014-2017 годах, численность надзорных органов сократилась на 45 %. В Государственной Думе Российской Федерации рассматривается законопроект по наделению органов государственного пожарного надзора полномочиями по надзору за объектами нового строительства. В связи с вышеизложенным, рассматривается ли вопрос по увеличению численности сотрудников надзорных органов и созданию нормативно-технических отделов. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России. УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
69 | Оптимизация надзорных органов МЧС России в 2015-2016 годах привила к значительному увеличению нагрузки (в 2-3 раза) на инспекторский состав и как следствие к резкому снижению уровня эффективности и качества надзорных мероприятий в области ПБ, ГО и ЗНТ, профилактической работы, дознания по делам о пожарах. Даже применение риск-ориентированного подхода не позволяет существующей численности инспекторского состава надзорных органов реализовать в необходимом объеме предоставленные действующим законодательством полномочия. | ДНПР в Управление стратегического планирования и организационной работы в 2018 году направлены предложения по внесению соответствующих изменений, с учетом предложений, территориальных органов МЧС России (представленных в декабре 2018 года). УСПОР готовятся изменения в штатные расписания территориальных органов МЧС России |
70 | Значительное уменьшение материально-технического обеспечения подразделений надзорной деятельности в части сокращения служебных автомобилей, лимитов моторного топлива (в среднем выделяется 30-40 литров на 1 автомобиль), процессуальных издержек на обеспечение деятельности (20% от потребности) привело к тому, что в настоящий момент надлежащим образом реализовывать предоставленные полномочия по проведению надзорных мероприятий, выезду к месту пожара (загорания), административного правонарушения, для осуществления профилактической работы не представляется возможным, особенно в сельской местности. | МЧС России ведется разработка Ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2024 года».Предложения с расчетами потребности по увеличению и обновлению автопарка направлены в ДГЗ. Приказ МЧС России от 05.03.2018 № 91 «Об утверждении норм обеспечения автотранспортной техникой и годовой потребности в моторесурсах автотранспортных средств управлений надзорной деятельности и профилактической работы Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных подразделений (органов дознания)» планируется признать утратившим силу. При разработке нового приказа, нормы планируется увеличить. При этом выделение ГСМ производится на Главное управление по субъекту Российской Федерации в связи с чем выделить часть, предусмотренную для подразделения ГПН не представляется возможным. ДНПР совместно с ДТО ведется работа по выработке позиции о нормах пробега автомобильной техники для ГПН. Согласование и подписание приказа запланировано на I полугодие 2019 года. |
-
Поделиться:
- Подписаться