- 4-11-2020, 09:00
- 8 571
Разъяснение необходимости устройства дренчерной завесы в тамбур-шлюзах
Добрый день!
В соответствии с п.5.3.2.7 СП 5.13130.2009 Тамбур-шлюзы в противопожарных преградах должны быть защищены дренчерными завесами с удельным расходом не менее 1 л/(с·м). Как правило, завесы должны устанавливаться внутри тамбура; с учетом специфических условий объекта защиты они могут быть предусмотрены в две нитки как внутри, так и снаружи.
1. Следует ли оборудовать дренчерными завесами тамбур-шлюзы, устанавливаемые:
- перед технологической лестницей, предусматриваемой в соответствии с требованиями п.4.18 СП 4.13130;
- перед входом в лифт в подземном, подвальном или цокольном этаже в соответствии с требованиями ч.20 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123 ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности» (далее № 123 ФЗ) и п.7.14 СП 7.13130; - в зданиях, не подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения.
2. Прошу разъяснить необходимость устройства дренчерной завесы в тамбур-шлюзах, если в соответствии с требованиями №123 ФЗ тамбур-шлюзы должны иметь противопожарное заполнение в проемах.
3. Прошу разъяснить возможность использования СП 4.13130, введенного приказом МЧС России от 24.04.13 № 288 взамен СП 4.13130.2009, в рамках обеспечения соблюдения требований № 123 ФЗ, а также СП 2.13130.2012 и СП 7.13130.
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России «О разъяснении требований пожарной безопасности» № 123-1-27-13-4 от 18.06.2013 г.
По мнению специалистов института дренчерными завесами следует оборудовать тамбур-шлюзы в случае необходимости увеличения их огнестойкости. Данное положение будет отражено в новой редакции СП 5.13130.
Использование новых редакций СП 4.13130, а также СП 2.13130.2012 и СП 7.13130 возможно после их опубликования на официальном сайте МЧС России.
Письмо ООО «ПМФ «Такт» начальнику ФГБУ ВНИИПО МЧС России Климкину В.И. № 622 от 27.12.2013 г.
Уважаемый Виктор Иванович!
Просим дать разъяснение по необходимости оборудования тамбур-шлюзов в противопожарных преградах дренчерными завесами.
Требование пункта 5.3.2.7 свода правил СП 5.13130.2009 предусматривает защиту тамбур-шлюзов в противопожарных преградах дренчерными завесами. При этом завеса должна устанавливаться внутри тамбура. В отдельных случаях она может располагаться как внутри, так и снаружи. Поскольку не оговариваются ни тип тамбур-шлюза, ни разделяемые им помещения, требование распространяется на все случаи использования тамбур-шлюзов. Именно с таким толкованием упомянутого пункта мы сталкиваемся при экспертизе проектов и приемке объектов в эксплуатацию органами Государственного строительного надзора.
Требования о необходимости устройства тамбур-шлюзов содержатся: - в пунктах 5.3.34, 6.1.40, 7.1.32, 8.1.32, 9.1.6, 9.4.2, 9.4.6, 9.5.14 СП 1.13130.2009; - в пункте 6.8.11 СП 2.13130.2009; - в пунктах 4.18, 5.4.5, 6.1.37,6.5.69, 6.11.9, 6.11,15 СП 4.13130.2013; - в пункте 8.7 СП 7.13130.2013; - в пунктах 5.1.16, 5.1.26, 5.1.37, 5.1.38, 6.3.8 СП 113.13330.2012; - в пункте 5.2.4, 5.2.10, 5.2.14, 5.2.17, 5.3.2 СП 154.13130.2013; - в пунктах 5.8, 5.12, 5.36, 6.17 СНиП 21-02-99*.
Из названных документов дренчерные завесы при тамбур-шлюзах упоминаются только в СНиП 21-02-99* и его актуализированной редакции СП 113.13330.2012. В остальных документах оговаривается только подпор воздуха при пожаре. При этом СНиП 21-02-99* предлагает дренчерную завесу как альтернативу тамбур-шлюзу. И это понятно.
Дренчерная завеса, равно как и тамбур-шлюз с подпором воздуха защищает пути эвакуации от воздействия опасных факторов пожара. СП 113.13330.2012 требует наличия того и другого со ссылкой на СП 5.13130 (причем в отличии от последнего завеса должна располагаться перед тамбуром). Если учесть, что тамбур-шлюз в противопожарной преграде ограничен строительными конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости, и в нем создается избыточное давление, надобность дренчерной завесы не очевидна. Мало того, что этот элемент имеет немалую стоимость (учитывая обвязку), его практическая реализация зачастую весьма проблематична, если объект не защищается водяным пожаротушением. Как пример - небольшое офисное здание высотой менее 6 этажей с встроенной автостоянкой на несколько автомашин. Автостоянка защищается порошковым пожаротушением, внутренний пожарный водопровод не требуется.
На размышления о надобности дренчерной завесы наводит и тот факт, что по своду правил на стоянки автомобиле СП 113.13330 они необходимы, а в своде правил на подземные автостоянки СП 154.13130 завесы не упоминаются. Более того, согласно пункту 6.11 15 СП 4.13130 тамбур-шлюз в ряде случаев может быть заменен противопожарными воротами с воздушной завесой, а согласно подпункту е) пункта 7.11 СП 7.13130 вместо тамбур-шлюза или противопожарных ворот с воздушными завесами допускается применение противодымных экранов с дренчерными завесами.
Просим дать разъяснение каково назначение дренчерных завес, в каких случаях они должны использоваться и где они должны устанавливаться.
Приложение
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ТЕМЕ ПИСЬМА
СП 5.13130.2009. Системы противопожарной зашиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
5.3.2.7 Тамбур-шлюзы в противопожарных преградах должны быть защищены дренчерными завесами с удельным расходом не менее 1 л/(с*м). Как правило, завесы должны устанавливаться внутри тамбура; с учетом специфических условий объекта защиты они могут быть предусмотрены в две нитки как внутри, так и снаружи.
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
5.3.34, 6.1.40, 7.1.32, 8.1.32 Выход из незадымляемой лестничной клетки 2-го типа в вестибюль следует устраивать через тамбур-шлюз с подпором воздуха во время пожара.
9.1.6 При устройстве в зданиях категорий А и Б лестничной клетки типа Л1 выходы в поэтажный коридор из помещений категорий А и Б должны предусматриваться через тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха.
9.4.2 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в п. 9.4.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки.
9.4.6 В подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
9.5.14 В рабочих зданиях элеваторов допускается проектировать лестничные клетки с выходами через тамбур-шлюзы, а также с подпором воздуха во время пожара 20 Па (2 кгс/м2) при условии устройства в наружных стенах лестничной клетки легкосбрасываемых конструкций площадью не менее 0,06 м2на 1 м3 ее объема.
СП 2.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
6.8.11 Для хранения взрывоопасных материалов, а также рентгеновских пленок и других легковоспламеняющихся материалов (жидкостей) следует предусматривать отдельные здания не ниже II степени огнестойкости.
Кладовые легковоспламеняющихся материалов (товаров) и горючих жидкостей в общественных зданиях и сооружениях следует располагать у наружных стен с оконными проемами и отделять их противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3го типа, предусматривая вход через тамбур-шлюз.
СП 4.13130.2013. Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты
4.18 В зданиях всех классов функциональной пожарной опасности (кроме зданий Ф1.3 свыше 5 этажей) допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и цокольным или первым этажом.
Они должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством на одном из входов (выходов) - тамбур-шлюза с подачей воздуха при пожаре. В случаях, когда указанные лестницы ведут из подвального этажа только с помещениями категорий В4 и Д, вместо тамбур-шлюза допускается устройство противопожарной двери. В зданиях класса Ф5 вышеуказанного ограждения таких лестниц допускается не предусматривать при условии, что они ведут из подвального этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения цокольного или первого этажа тех же категорий.
5.4.5 Дверные проемы в противопожарной стене на уровне трюма и планшета сцены, а также выходы из колосниковых лестниц в трюм и на сцену (при наличии противопожарного занавеса) надлежит защищать тамбур-шлюзами1-готипа с подпором воздуха при пожаре.
6.1.37 В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, предусматриваются тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха по СП 7.13130. 6.5.69 Выходы из лестничной клетки в помещения категорий А и Б предусматриваются через тамбур-шлюз с самозакрывающимися противопожарными дверями.
6.11.9 В зданиях автостоянок легковых автомобилей при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы(выезды) в лифтовые шахты должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
В автостоянках, встроенных в жилые и общественные здания, сообщение между автостоянкой и частью здания другого функционального назначения, в том числе и выходы с этажей автостоянки в общие лифтовые шахты и лестничные клетки, следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
6.11.15 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы, при двух и более этажах автостоянок, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице43.
Вместо тамбур-шлюзов, отделяющих помещения хранения легковых автомобилей подземных автостоянок от изолированных пандусов (рамп) допускается устройство сопловых аппаратов воздушных завес над противопожарными воротами со стороны помещений хранения автомобилей, обеспечивающих создание настильных воздушных струй при скорости истечения не менее 10 м/с, начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемых ворот.
6.13.8 Помещения машинных отделений аммиачных холодильных установок должны иметь не менее двух выходов, один из которых непосредственно наружу. Допускается устройство одного из выходов через тамбур-шлюз в коридор подсобно-бытовых помещений машинного отделения.
СП 7.13130.2013. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
7.11 е) допускается применение противодымных экранов с дренчерными завесами взамен тамбур-шлюзов или противопожарных ворот с воздушными завесами для защиты этажных проемов изолированных рамп закрытых надземных и подземных автостоянок.
При этом опускание выдвижной шторы противодымного экрана следует предусматривать на половину высоты защищаемого проема.
8.7 При выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок следует предусматривать тамбур-шлюзы, защищаемые приточной противодымной вентиляцией. Если такие лифты имеют не менее двух остановок на вышележащих надземных этажах, то на этажах подземной автостоянки необходимо устройство двух последовательно расположенных тамбур-шлюзов для отделения выходов из этих лифтов в помещения хранения автомобилей.
Свод правил СП 113.13330.2012. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*
5.1.16 Взаимосвязь помещений автостоянок с помещениями другого назначения (не входящими в комплекс автостоянки) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре и дренчерными завесами над проемом со стороны автостоянки с автоматическим пуском в соответствии с требованиями СП 5.13130.
5.1.26 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами общественных зданий допускается проектировать общие шахты лифтов, имеющих режим "перевозка пожарных подразделений"; при условии выполнения на этажах автостоянки двойного шлюзования с подпором воздуха в оба шлюза (в первый, примыкающий к шахте лифта, тамбур-шлюз из расчета закрытой двери, во второй - из расчета закрытой двери) и устройства дренчерной завесы в соответствии с [5].
5.1.37 Общие для всех этажей автостоянки пандусы (рампы), предназначенные для въезда (выезда), при двух и более этажах автостоянок должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, противопожарными преградами, воротами, тамбур-шлюзами в соответствии с требованиями СП 4.13130.
В одноэтажных подземных автостоянках тамбур-шлюз допускается не устраивать.
В подземных автостоянках допускается взамен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей предусматривать устройство противопожарных ворот 1-го типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов, со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с, при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема.
5.1.38 В подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
6.3.8 В лестничные клетки, ведущие непосредственно наружу, и шахты лифтов автостоянок следует предусматривать подпор воздуха при пожаре или устройство на всех этажах тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре:
а) при двух подземных этажах и более;
б) если лестничные клетки и лифты связывают подземную и надземную части автостоянки;
в) если лестничные клетки и лифты связывают автостоянку с надземными этажами здания другого назначения.
СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности
5.2.4 Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-готипа с подпором воздуха при пожаре.
5.2.10 В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур- шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки, необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт.
5.2.14 В подземных автостоянках выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур- шлюзы 1-типа с подпором воздуха при пожаре.
5.2.17 В автостоянках общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи автостоянки, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами и тамбур- шлюзами 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.
В автостоянках с одним подземным этажом перед рампами (пандусами) тамбур-шлюзы допускается не предусматривать, за исключением случая, когда выезд (въезд) из подземного этажа автостоянки осуществляется через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этаже.
Допускается взамен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей предусматривать устройство противопожарных ворот первого типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема, при условии что рампу не предусматривается использовать в качестве пути эвакуации людей при пожаре.
5.3.2 Выезд (въезд) из подземной встроенной механизированной автостоянки, а также выезд (въезд) из парковочного устройства для транспортировки автомобилей, следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.
При организации выезда (въезда) через первый или цокольный этаж парковочное устройство следует отделять противопожарными преградами и тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.
СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей
5.8 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1 -го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток этого здания.
Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки.
5.12 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и(или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1.
Таблица 1
Тип автостоянок | Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее | Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза | |
стен | ворот | ||
Подземная | EI 45 | EI 30 | Тамбур-шлюз глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м |
Надземная | EI 15 | EI 15 | Не требуется |
Двери и ворота в противопожарных преградах и тамбур-шлюзах должны быть оборудованы автоматическими устройствами закрывания их при пожаре.
В одноэтажных подземных автостоянках перед рампами тамбур-шлюз допускается не предусматривать.
В изолированных рампах взамен противопожарных ворот допускается предусматривать автоматические устройства, перекрывающие поэтажно проем рампы не менее чем на половину его высоты (противодымные экраны) с дренчерной завесой над проемом со стороны помещений хранения.
5.36 В подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
6.17 В лестничные клетки и шахты лифтов автостоянок следует предусматривать подпор воздуха при пожаре или устройство на всех этажах тамбур-шлюзов 1 -то типа с подпором воздуха при пожаре:
а) при двух подземных этажах и более;
б) если лестничные клетки и лифты связывают подземную и надземную части автостоянки;
-
Поделиться:
- Подписаться