- 26-03-2022, 09:00
- 2 377
Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи в МЧС
Письмо Минэкономразвития «О рассмотрении обращения» № ОГ-Д24-8613 от 29.11.2021 г.
Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольнонадзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение № 12281-ОГ от 1 ноября 2021 г. по отдельным вопросам применения положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) и в пределах установленной компетенции сообщает.
1. По вопросам исполнения решения, принятого по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия отмечаем.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ в случае выявления нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган обязан принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
На основании части 1 статьи 95 Федерального закона № 248-ФЗ в целях осуществления контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения об устранении нарушений обязательных требований, в том числе на основании документов и сведений, представленных контролируемым лицом до истечения срока исполнения соответствующего решения контрольного (надзорного) органа, представление которых установлено указанным решением.
Таким образом, в случае предоставления контролируемым лицом сведений и документов, подтверждающих факт надлежащего исполнения решения контрольного (надзорного) органа, соответствующее решение признается исполненным.
Отмечаем, что контрольный (надзорный) орган устанавливает перечень документов и сведений, подлежащих представлению контролируемым лицом, а также сроки исполнения решения в соответствии с объемом и существом нарушений, выявленных в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а также с учетом принципа оперативности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленного статьей 14 Федерального закона № 248-ФЗ.
Также отмечаем, что указанные положения Федерального закона № 248-ФЗ применяются при оценке исполнения решения контрольного (надзорного) органа в отношении всех видов контроля, осуществляемых в соответствии с положениями данного Федерального закона, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
2. По вопросу внесения сведений об исполнении решения, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ) отмечаем.
На основании части 3 статьи 95 Федерального закона № 248-ФЗ информация об исполнении решения контрольного (надзорного) органа в полном объеме вносится в ЕРКНМ.
Состав сведений, порядок и срок их внесения в ЕРКНМ, в том числе, сведений о решениях контрольного (надзорного) органа, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, и сведений об их исполнении контролируемыми лицами, устанавливается Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. № 604.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 248-ФЗ оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
3. По вопросу осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи при проведении осмотра в рамках федерального государственного пожарного надзора отмечаем.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона № 248-ФЗ в случаях и порядке, установленных положением о виде контроля, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Частью 2 статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя осмотр осуществляется инспектором с применением видеозаписи.
Отмечаем, что пунктом 39 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 (далее - положение № 290) предусматриваются дополнительные случаи обязательного проведения фото- или видеофиксации, а также порядок ее осуществления. При этом решение о применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи в иных случаях принимается инспектором самостоятельно.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 39 положения № 290 результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. При этом на основании типовой формы протокола осмотра, утвержденной распоряжением МЧС России от 3 сентября 2021 г. № 777, результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к протоколу осмотра.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе протокол осмотра, составленный на основании части 3 статьи 76 Федерального закона № 248-ФЗ.
Таким образом, результаты фотосъемки, аудио- и видеозаписи, проведенной в ходе осмотра, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия вместе с протоколом осмотра.
4. По вопросу проведения выездного обследования в отношении жилого помещения отмечаем.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
На основании части 1 статьи 56 Федерального закона № 248-ФЗ взаимодействием с контролируемым лицом являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
В ходе выездного обследования могут осуществляться контрольные (надзорные) действия, предусмотренные частью 3 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ, в том числе осмотр производственного объекта - домовладения либо земельного участка, но в условиях и способами, исключающими взаимодействие с контролируемым лицом (при нахождении инспектора на общедоступной территории и так далее).
Также отмечаем, что Федеральный закон № 248-ФЗ применяет термин «жилое помещение» в значении, предусмотренном частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не содержит самостоятельного определения данного понятия.
5. По вопросу объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по результатам проведения выездного обследования отмечаем.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отмечаем, что статьей 75 Федерального закона № 248-ФЗ не установлены ограничения на объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемому лицу по результатам проведения выездного обследования при наличии указанных оснований.
6. По вопросу составления акта контрольного (надзорного) мероприятия в случае невозможности его составления в форме электронного документа отмечаем.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 14 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ часть 1 статьи 21 данного Федерального закона, предусматривающая оформление документов контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий в электронной форме, вступает в силу с 31 декабря 2023 года. При этом Правительством Российской Федерации может быть предусмотрено, что в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, должны составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью ранее 31 декабря 2023 года.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 88 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено составление акта контрольного (надзорного) мероприятия вне места его проведения и направление такого акта контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 данного Федерального закона, в случае, если составление акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия невозможно по причине совершения отдельных контрольных (надзорных) действий.
Таким образом, в случае невозможности составление акта контрольного (надзорного) мероприятия в виде электронного документа, такой акт подлежит составлению на месте его проведения на бумажном носителе.
7. По вопросу уведомления контролируемого лица о проведении выездной проверки отмечаем. В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона № 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в ЕРКНМ, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Таким образом, размещение сведений о проведении выездной проверки в ЕРКНМ не является достаточным для надлежащего уведомления контролируемого лица о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия.
8. По вопросу привлечения контролируемого лица к ответственности в случае устранения нарушений обязательных требований до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия отмечаем.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Вместе с тем частью 4 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что положениями о видах контроля могут быть предусмотрены случаи, при которых предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 данного Федерального закона не принимаются (в части административных правонарушений), если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ, порядок производства по делам об административных нарушениях не относится к предмету регулирования данного Федерального закона.
9. По вопросам составления документов по результатам проведения контрольных (надзорных) действий отмечаем.
В соответствии с частью 14 статьи 98 Федерального закона № 248-ФЗ часть 1 статьи 21 данного Федерального закона, предусматривающая оформление документов контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий в электронной форме, вступает в силу с 31 декабря 2023 года. При этом Правительством Российской Федерации может быть предусмотрено, что в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, должны составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью ранее 31 декабря 2023 года.
Таким образом, если Правительством Российской Федерации не установлено иное, до 31 декабря 2023 г. вопрос о составлении документов по результатам проведения контрольных (надзорных) действий в электронной форме решается контрольным (надзорным) органом самостоятельно.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту контрольного (надзорного) мероприятия. При этом на основании частей 1 и 2 статьи 88 Федерального закона № 248-ФЗ контролируемое лицо или его представитель знакомятся с актом контрольного (надзорного) мероприятия в установленном порядке.
Таким образом, документы, составленные по результатам проведения контрольных (надзорных) действий, предоставляются контролируемому лицо или его представителю при ознакомлении с актом контрольного (надзорного) мероприятия.
10. По вопросу исчисления срока внесения сведений об акте контрольного (надзорного) мероприятия в ЕРКНМ отмечаем.
В соответствии с частью 3 статьи 86 Федерального закона № 248-ФЗ течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. При этом в соответствии с частью 10 указанной статьи в случае, если действие должно быть совершено непосредственно в контрольном (надзорном) органе, срок истекает в тот час, когда в этом органе по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.
11. По вопросу составления акта контрольного (надзорного) мероприятия по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом отмечаем.
С учетом системного толкования статей 87 и 88 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) составление акта по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом не требуется.
12. По вопросу внесения сведений в ЕРКНМ о проведении контрольного (надзорного) мероприятия после составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия отмечаем.
В соответствии с частью 11 статьи 65 Федерального закона № 248-ФЗ в случае составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
Вместе с тем, на основании части 4 статьи 19 Федерального закона № 248-ФЗ проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в ЕРКНМ, не допускается.
Таким образом полагаем, что сведения о контрольном (надзорном) мероприятии, проводимом в соответствии с частью 11 статьи 65 Федерального закона № 248-ФЗ, подлежат внесению в ЕРКНМ.
13. По вопросу исчисления срока проведения выездной проверки отмечаем.
Срок, подлежащий исчислению в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ в рабочих днях, определяется с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации об установлении нерабочих дней на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом течение срока с момента его начала является непрерывным за исключением случаев его приостановления, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ.
14. По вопросу периодичности проведения профилактических визитов отмечаем.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Отмечаем, что положениями Федерального закона № 248-ФЗ не установлена периодичность проведения обязательных профилактических визитов. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган при утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитывает категории риска, к которым отнесены объекты контроля.
На основании части 7 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля, а контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности. При этом частью 6 статьи 52 Федерального закона № 248-ФЗ установлено право контролируемого лица отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, в том числе в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска. 15. По вопросу периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия отмечаем.
Отмечаем, что положениями Федерального закона № 248-ФЗ не установлена периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. При этом отмечаем, что проведение указанных контрольных (надзорных) мероприятий не ограничивает права и законные интересы контролируемого лица.
Обращаем внимание, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
-
Поделиться:
- Подписаться