- 14-10-2021, 07:28
- 899
Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Многофункциональная комплексная жилая застройка»
Приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710 п.24.4. На нормативно-техническом совете не рассматриваются СТУ, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным в ДНД МЧС России.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС России)
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
(ДНПР МЧС России)
Заключение
нормативно-технического совета
На согласование представлена документация: Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Многофункциональная комплексная жилая застройка по адресу: г. Москва, ЗАО, район Раменки, между ул. Лобачевского и платформой «Матвеевская», квартал 9.1».
1. Основание для разработки специальных технических условий.
Отсутствие нормативных требований к:
проектированию жилого комплекса высотой более 75 м, но не более 136 м;
устройству в жилых секциях незадымляемых лестничных клеток типа Н2, без незадымляемых лестничных клеток типа Н1;
отсутствию аварийных выходов при размещении квартир на высоте более 15 м, при общей площади квартир на этаже не более 500 м2 и одним эвакуационным выходом с этажа;
устройству наружного пожаротушения жилых зданий с количеством этажей более 25 (но не более 36);
устройству системы оповещения и управления эвакуации люден при пожаре жилых зданий с числом этажей более 25 (но не более 36);
устройству внутреннего противопожарного водопровода, в том числе: в части определения количества струй и расхода воды на пожаротушение для жилого здания с количеством этажей более 25 (но не более 36);
размещению машино-мест для электромобилей в подземной автостоянке;
превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки более 3000 м2, но не более 8000 м2;
устройству подземной автостоянки, а также помещений категорий В1-ВЗ
под помещениями класса функциональной пожарной опасности Ф1.1;
сообщению помещений встроенной подземной автостоянки с помещениями технического и служебного назначения (в том числе не относящихся к подземной автостоянке), без устройства тамбур-шлюзов 1 -го типа и дренчерных завес АУП.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Объект представляет собой жилой комплекс со встроенной подземной автостоянкой и дошкольной образовательной организации (далее - ЛОО). Жилой комплекс запроектирован по индивидуальному проекту. Пять секций разной этажности 13, 16, 16, 20, 36 этажей объединены единым стилобатом, в подземном пространстве которого расположены автостоянка, технические и подсобные помещения, трансформаторные подстанции комплекса. Первые этажи нежилые.
Объект защиты предусматривается I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, высотой не более 136 м, и оборудуется:
автоматической пожарной сигнализацией адресного типа с выводом сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны;
системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре не ниже 4-го типа для встроенной подземной автостоянки и жилого корпуса высотой более 75 м (не более 136 м) и не ниже 3-го типа для ДОО и жилого корпуса высотой до 75 м;
внутренним противопожарным водопроводом; системой противодымной защиты;
автоматической установкой пожаротушения для встроенной подземной автостоянки.
Входы во встроенные помещения 1-го этажа и ДОО организованы непосредственно с внутреннего периметра застройки.
Части объекта различных классов функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными стенами и (или) перекрытиями 1-го типа (для корпуса жилого здания высотой более 75 м - противопожарным перекрытием 1-го типа с повышенным пределом огнестойкости не менее REI 180, для отделения ДОО от подземной автостоянки противопожарным перекрытием 1-го типа с повышенным пределом огнестойкости не менее REI 240 на следующие пожарные отсеки:
пожарные отсеки №№ 1 ,2 - корпус жилого здания высотой более 75 м (но не более 136 м), класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (в том числе со встроенными на первом этаже помещениями общественного назначения, не сообщающимися с вестибюлем жилого корпуса и имеющими обособленные эвакуационные пути и выходы наружу), I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0. Высота пожарных отсеков по вертикали не должна превышать 75 м (высоту отсеков в данном случае следует определять как расстояние по вертикали до противопожарного перекрытия или от противопожарного перекрытия до покрытия);
пожарный отсек № 3 - корпус жилого здания высотой до 75 м, класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (в том числе со встроенными на первом этаже помещениями общественного назначения, не сообщающимися с вестибюлями жилого корпуса и имеющими обособленные эвакуационные пути и выходы наружу), I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0;
пожарный отсек № 4 - двухэтажная часть здания ДОО, класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0;
пожарный отсек № 5 - двухэтажная подземная автостоянка, класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 (со встроенными помещениями венткамер, электрощитовых, гребеночных, сетей связи, трансформаторной, ИТП, насосной пожаротушения и водоснабжения), I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0.
Пожарный отсек ДОО (Ф1.1) отделяется от жилых корпусов (Ф1.3) противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа с пределом огнестойкости REI 150 в соответствии с СП 2.13130.2020. При этом противопожарная стена 1-го типа более высокого отсека (жилого корпуса Ф1.3) возводится только до противопожарного перекрытия (покрытия) 1-го типа пожарного отсека ДОО (Ф1.1).
Подземная автостоянка, а также помещения категорий В1-ВЗ размещаются под помещениями класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, с учетом их отделения противопожарным перекрытием 1-го типа с повышенным пределом огнестойкости не менее REI 240 с дополнительным устройством технического пространства (без возможности нахождения людей) высотой не менее 0,5 м под помещениями ДОО.
Площадь этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки предусматривается более 3000 м2, но не более 8000 м2, с разделением на части площадью не более 4000 м2 каждая, одним или сочетанием нескольких из следующих способов:
- устройство противопожарных зон (проездов) шириной не менее 8 м свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информаци онными знака ми;
- устройство противопожарных зон (проездов) шириной не менее 6 м свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками, с установкой вдоль проездов (с одной из его сторон) стационарных противодымных экранов из негорючих материалов с пределом огнестойкости Е30. Размер экрана (высоту) следует определить расчетом (образованием дымового слоя);
- противопозкарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с соответствующими противопожарными элементами заполнения проемов 1-го типа.
При разделении подземной автостоянки объекта на части площадью не более 4000 м2 интенсивность орошения защищаемой площади автоматической установки пожаротушения (далее АУП) в помещении хранения автомобилей предусматривается увеличенной на 30% относительно нормативной в соответствии с требованиями Стандартов организаций (далее СТО) и СП 5.13130.2009. Другие параметры АУП принимаются в зависимости от группы помещений по СТО или СП 5.13130.2009.
Участки наружных стен (междуэтажные пояса) объекта в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям (за исключением мест примыкания к противопожарному перекрытию) предусматриваются глухими, высотой менее 1,2 м, но не менее 0,6 м, с учетом устройства данного участка высотой 0,6 м с пределом огнестойкости не менее EI 60 в сочетании с устройством дополнительного глухого защитного ограждения для оконного блока из закаленного стекла класса пожарной опасности К0 высотой не менее 0,6 м (с устройством открывающихся створок в окнах, в том числе с заполнением стеклопакетом с закалённым стеклом по всей высоте).
Участки наружных стен объекта в местах примыкания к противопожарному перекрытию, разделяющему секции на пожарные отсеки по вертикали, предусматриваются глухими (в том числе из светопрозрачных материалов), высотой не менее 1,2 м (от верха окна нижележащего этажа до низа окна вышележащего этажа) с пределом огнестойкости не менее EI 150. При этом противопожарное перекрытие не разделяет наружные стены и не выступает за наружную плоскость стены.
Машино-места с зарядными устройствами для электромобилей размещаются в отдельной части пожарного отсека подземной автостоянки, отделённой противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными воротами (дверями) 1-гo типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Помещения с машино-местами для электромобилей предусмотрены с выездом непосредственно наружу. Категория по взрывопожарной и пожарной опасности определяется расчетом в соответствии с требованиями СП 12.13130.2009. Машино-места оборудованы информационными табличками, "Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем" в соответствии с ГОСТ Р 52290. Зарядку аккумуляторных батарей электромобилей осуществляют с батареями, которые во время зарядки не будут выделять вещества в объёме, способном образовать взрывоопасную среду. Электрические сети для зарядки электромобилей предусматриваются со степенью защиты не менее IP 54, а также обеспечены, устройством защитного отключения, в том числе и при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты. Зарядные устройства применяются только заводского изготовления и в соответствии с инструкциями завода изготовителя. Эксплуатация неисправных зарядных устройств, а также зарядка автомобилей с неисправной проводкой зарядного устройства и (или) автомобиля и аккумуляторными батареями не допускается.
В жилых корпусах предусмотрено устройство террас площадью не более 250 м2 каждая, с учетом их отделения от нижележащего этажа перекрытием с пределом огнестойкости не менее RET 45 (при расположении нижележащего этажа в другом пожарном отсеке - противопожарными перекрытиями 1-го типа).
При размещении террас над кровлями смежных пожарных отсеков (в том числе другого класса функциональной пожарной опасности) предел огнестойкости нижележащего перекрытия (покрытия) пожарного отсека предусмотрен не менее RET 150. Для отделения террас от части основной кровли предусмотрены строительные конструкции (стены, перегородки) с ненормируемым пределом огнестойкости класса К0. Устройстве проёмов в указанных строительных конструкциях для доступа на террасу с основной кровли не требуется.
Покрытие полов террас предусматривается:
на расстоянии 4 м от наружных стен примыкающих квартир из материалов группы НГ;
на расстоянии более 4 м от наружных стен примыкающих квартир из материалов класса пожарной опасности не выше КМ2.
Для жилого корпуса высотой более 75 м (по факту до 136 м) расположенного на участке с уклоном предусмотрено устройство вестибюля в объеме минус первого и первого этажей с двухсветным пространством.
Сообщение пожарного отсека подземной автостоянки с вестибюлем жилого корпуса предусмотрено в объеме минус первого этажа через лифтовый холл (тамбур-шлюз 1-го типа) с повышенными пределами огнестойкости ограждающих конструкций лифтового холла не менее R(EI) 150 с заполнением проемов противопожарными дверьми 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Лифты, выходящие в лифтовый холл предусмотрены с режимом «перевозки пожарных подразделений».
Эвакуация людей с этажей жилого корпуса высотой более 75 м (но не более 136 м), с площадью квартир на этаже секции не более 500 м2 (площадь этажа до 550 м2), предусмотрена в одну незадымляемую лестничную клетку типа Н2 (без устройства незадымляемой лестничной клетки типа Н1, без устройства аварийных выходов для квартир, расположенных выше 15 м) с шириной лестничного марша не менее 1,05 м, с учетом выполнения следующих требований:
входы в указанную лестничную клетку предусмотрены через тамбур-шлюзы 1-гo типа с подпором воздуха при пожаре при этом перегородки данных тамбур- шлюзов предусматриваются с повышенным пределом огнестойкости не менее EI 90, перекрытия - не менее REI 90 (REI 180 - при расположении тамбур-шлюзов на границе пожарных отсеков), заполнение проемов - не ниже 1-го типа;
на путях эвакуации людей в лестничной клетке установлены эвакуационные знаки по ГОСТ 12.4.026-2015 в световом исполнении с подключением к сети аварийного освещения;
наибольшее расстояния от двери квартир до ближайшего эвакуационного выхода не превышает 35 м;
отделка стен и потолков, покрытие полов в коридорах этажей выполнены из материалов класса пожарной опасности КМ0;
над дверными проемами квартир (на расстоянии не далее 0,5 м над каждым дверным проемом квартир), не имеющих аварийных выходов, со стороны поэтажного коридора предусмотрено размещение спринклерных оросителей, с параметрами по 1-й группе помещений (с возможностью их подключения к внутреннему противопожарному водопроводу);
зоны безопасности для МГН предусмотрены в холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений с учетом выполнения требований п. 5.3. СТУ, СП 59.13130.2016 и Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент);
стены (перегородки) отделяющие помещения квартир от коридора предусмотрены с повышенным пределом огнестойкости не менее REI 60 (EI 60) класса конструктивной пожарной опасности К0;
каждое помещения квартиры (кроме помещений с мокрыми процессами) оборудовано адресно-аналоговой пожарной сигнализацией (адрес-квартира) с установкой адресно-аналоговых дымовых пожарных извещателей (для помещений кухонь тепловых пожарных извещателей) в соответствии с требованиями Технического регламента.
Эвакуация людей с этажей жилого корпуса высотой менее 75 м, с площадью квартир на этаже секции не более 50.0 м2, предусмотрена в одну незадымляемую лестничную клетку типа Н2 (без устройства незадымляемой лестничной клетки типа Н1, без устройства аварийных выходов для квартир, расположенных выше 15 м) с шириной лестничного марша не менее 1,05 м, с учетом выполнения следующих требований:
двери незадымляемой лестничной клетки типа Н2 (кроме наружных дверей) предусмотрены противопожарными 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;
на путях эвакуации людей в лестничной клетке установлены эвакуационные знаки по ГОСТ 12А.026-2015 в световом исполнении с подключением к сети аварийного освещения;
наибольшее расстояния от двери квартир до ближайшего эвакуационного выхода не превышает 35 м;
над дверными проемами квартир (на расстоянии не далее 0,5 м над каждым дверным проемом квартир), не имеющих аварийных выходов, со стороны поэтажного коридора предусмотрено размещение спринклерных оросителей, с параметрами по 1-й группе помещений (с возможностью их подключения к внутреннему противопожарному водопроводу);
зоны безопасности для МГН предусмотрены в холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений с учетом выполнения требований п. 5.3. СТУ, СП 59. 3130.2016 и Технического регламента; стены (перегородки) отделяющие помещения квартир от коридора предусмотрены с повышенным пределом огнестойкости не менее REI 60 (EI 60) класса конструктивной пожарной опасности К0.
Для квартир, расположенных на двух уровнях, при высоте расположения верхнего уровня более 18 м не предусматривается эвакуационный выход с верхнего уровня с учетом устройства эвакуации людей с верхнего уровня квартиры на основной уровень по внутриквартирной лестнице (винтовой или с забежными ступенями, деревянной) с учетом выполнения следующих требований:
устройство несущих элементов верхнего уровня квартир с пределом огнестойкости не менее R 120, перекрытие между основным и верхним уровнями квартиры предусмотреть с пределом огнестойкости не менее REI 120;
оборудование всех помещений квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых и постирочных) автоматической адресной пожарной сигнализацией;
заполнение проемов выходов из квартир, расположенных на двух уровнях, в поэтажный коридор дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 (устройство аварийных выходов из квартир не предусматривается).
С каждого этажа пожарного отсека автостоянок предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов в незадымляемые лестничные клетки типа НЗ, имеющие выход непосредственно наружу с шириной лестничного марша не менее 1 м, при этом:
расстояние от наиболее удаленного места хранения автомобиля (в т.ч. электромобиля) до ближайшего эвакуационного выхода предусматриваются более 20 м, но не более 100 м (для тупиковой части не более 60 м). При этом указанное расстояние включает в себя, в том числе длину пути эвакуации людей из всех помещений, выходящих в помещение хранения автомобилей; ширина эвакуационного выхода из встроенной подземной автостоянки на лестничную клетку предусмотрена менее 1,2 м, но не менее 1 м;
ширина проходов от мест для хранения малых транспортных средств к эвакуационному выходу предусмотрена не менее 0,8 м.
Эвакуация людей предусматривается, в том числе в незадымляемые лестничные клетки типа ИЗ расположенные в смежной части (помещения) (или расположенные на границе двух смежных частей) пожарного отсека подземной автостоянки.
Для транзитных воздуховодов и шахт за пределами обслуживаемого пожарного отсека, пересекающие противопожарные преграды с пределом огнестойкости REI 240 и REI 180 обеспечен предел огнестойкости не менее пределов огнестойкости, предъявляемых к этим противопожарным преградам.
Представлен отчет о действиях пожарных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета.
Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта: «Многофункциональная комплексная жилая застройка по адресу: г. Москва, ЗАО, район Раменки, между ул. Лобачевского и платформой «Матвеевская», квартал 9.1, Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Указанное заключение не может быть использовано как аналогичное при рассмотрении подобных объектов защиты.
Председатель
нормативно-технического совета ________________________________ А.А. Макеев
Секретарь нормативно-технического совета_____________________ А.А. Панов
-
Поделиться:
- Подписаться