- 9-01-2019, 19:28
- 2 490
О пожаробезопасных зонах, о пересмотре СП 1.13130
Письмо Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "О рассмотрении обращения" №19-2-12-3054 от 21.07.2014г.
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, рассмотрев обращение о пожаробезопасных зонах, о пересмотре свода правил СП 1.13130 и др., направляет мнение специалистов головного научно- технического учреждения пожарно-технического профиля МЧС России (письмо ФГБУ ВИИИПО МЧС России от 14.07.2014 № 3173-13-4-03).
Приложение: упомянутое по тексту на 2 л. в 1 экз.
Предложения специалистов института для подготовки ответа на обращение
генерального директора ОАО «КубаньРегионПроект» Л.В. Великой
Специалисты института внимательно изучили запрос исх. №14/06-204 от 18.06.2014 г.
Оставляя на совести авторов письма недопустимую в деловой переписке тональность, по существу запроса считаем необходимым сообщить следующее.
1. О зонах безопасности. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ) не предусматривает обязательного устройства зон безопасности. В соответствии с положениями ч. 15 ст. 89 ФЗ для эвакуации групп населения с ограниченными возможностями допускается предусматривать устройство безопасных зон. Вместе с тем, упоминаемое в запросе «проектное сообщество», до настоящего времени, к сожалению, не сумело предложить сколько-нибудь эффективных альтернатив данному техническому решению.
Что касается конкретных требований к зонам безопасности, то они, как Вам известно, изложены в СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», к разработке которого специалисты института не привлекались.
2. О пересмотре сводов правил. Полностью разделяем позицию автора запроса о необходимости дальнейшего совершенствования СП 1.13130.2009 совместно со всем комплексом сводов правил.
Специалисты института готовы сотрудничать в этом вопросе со всеми заинтересованными организациями и физическими лицами. В случае поступления конкретных предложений, в том числе и по устройству зон безопасности они будут внимательно изучены и по возможности учтены.
3. О необходимости обеспечения эвакуации и спасения маломобильных групп населения (МГН). находящихся в зданиях на этажах выше 1-го. Если на этажах здания предусматривается возможность пребывания МГН (то есть, организована их доступность), должен быть выполнен комплекс мероприятий, обеспечивающий их защиту при пожаре. В противном случае равные права указанных категорий граждан по сравнению с обычными людьми в части их доступности, будут нарушены в части обеспечения их безопасности. Очевидно, что обеспечение доступа МГН на все жилые этажи многоквартирных жилых домов является обязательным независимо от содержания задания на проектирование. Соответственно, проектом должны быть обеспечены все необходимые меры защиты МГН от воздействия опасных факторов пожара (далее см. п.1 настоящего письма).
4. О возможности издания сборника вопросов и ответов. В части организации сборника вопросов и ответов сообщаем, что данная рубрика является постоянной в издаваемом институтом журнале «Пожарная безопасность».
5. О согласовании проекта Межведомственного регламента. Специалисты института готовы принять участие в работе над межведомственным регламентом в любое время и в любой форме.
Уважаемый Виктор Иванович!
Уважаемый Александр Васильевич!
Во исполнение поручений, предусмотренных абзацем пятым подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и пунктом 8 плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №1336-р.
Минстроем России разработана программа «Жилье для российской семьи», согласно которой до конца 2017 года в России планируется дополнительно построить 25 миллионов квадратных метров жилья эконом- класса. Также реализуется ряд других федеральных целевых программ по реализации доступного жилья.
В свою очередь, жилье эконом-класса представляет совокупность минимальных требований, обеспечивающих безопасность объекта. Важную роль для реализации массового строительства многоквартирных жилых домов вносит ценообразование объекта, где мероприятия пожарной безопасности могут значительно влиять на удорожание объекта.
Ряд положений противопожарного нормирования, имеют достаточно расплывчатое содержание и допускают в силу своей неопределенности возможность расширительного толкования, создают препятствия для бизнеса. Недопустимо, чтобы противопожарное нормирование являлось административным барьером!
Одним из нерешаемых последних вопросов, который волнуют проектное сообщество, заказчиков, органы экспертизы - это вопрос необходимости в обязательном порядке устраивать выше первого этажа пожаробезопасные зоны и лифты к ним, обеспечивающие перевозку пожарных подразделений. Требования к конструкциям зон безопасности.
За последних три года в адрес проектных организаций ФГБУ ВНИИПО МЧС России было направлено большое количество ответов по данному вопросу. Все ответы не имеют никакой конкретики, а хуже то, что ответы сотрудников одного института по-разному разъясняют одни и теже требования.
При этом в ответах ФГБУ ВНИИПО МЧС России разъяснялось о внесении изменений в СП 1.13130.2009 из.м.1 и другие своды правил по МГН в ближайшее время. Что считать ближайшим временем -неизвестно.
Из этого можно сделать выводы, что по-прежнему забюрократизированность процессов принятия решений в ФГБУ ВНИИПО МЧС России и ДНПР МЧС России на высоком уровне.
Сегодня назрела острая необходимость пересмотра всего СП 1.13130.2009 с включением отдельного раздела по эвакуации инвалидов- колясочников и других маломобильных групп населения, а также исправления других неточностей в документе.
Предлагаем ФГБУ ВНИИПО МЧС России еще раз дать поручения авторам всех сводов правил проанализировать документы на предмет выявления минимальных требований в части проектирования и строительства многоквартирных жилых домов и гармонизации между собой. Требования, которые отсутствуют в сводах правил - внести для исключения разработки специальных технических условий.
Многолетняя практика согласования заданий на проектирование в территориальных органах социальной защиты указывает на приоритет Доступности объекта капитального строительства для инвалидов- колясочников и других маломобильных групп населения.
По мнению проектного института в случае доступности объекта для инвалидов-колясочников и других МГН на этажах выше l-гo необходимо обеспечить эвакуацию или организовать мероприятия для спасения таких граждан.
Просим однозначно ответить как научный институт в области обеспечения минимальных требований пожарной безопасности - нужно ли в соответствии с действующим законодательством в части пожарной безопасности обеспечивать эвакуацию или спасение граждан в случае если на объекте согласована Доступность выше первого этажа таких граждан?
Требуется ли в многоквартирных жилых домах предусматривать пожаробезопасные зоны (с подпором воздуха) в лифтовых холлах на каждом этаже выше 1-го и устраивать лифты для перевозки пожарных подразделений?
Рассчитываем на активную позицию ФГБУ ВНИИПО МЧС России и ДНПР МЧС России по вкладу в развитие массового строительства жилья эконом-класса в Российской Федерации.
Просим Вас рассмотреть возможность специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России организовать ежеквартальный выпуск «Сборников вопросов и ответов по требованиям пожарной безопасности», поступающих в МЧС России по толкованию нормативно-технических и нормативно-правовых актов в части соблюдения требований пожарной безопасности. Такой подход позволит оперативно проектному сообществу, как основному участнику применения таких требований, использовать официальные разъяснения авторов документов, повышать качество проектно-сметной документации.
Механизм по разработке «Сборников» должен стать важным шагом по совершенствованию правоприменительной практики требований пожарной безопасности и будет являться ключевым звеном по оперативному доведению информации до бизнес сообщества.
-
Поделиться:
- Подписаться