- 10-01-2019, 16:11
- 4 093
Необходимость разработки СТУ на ВПВ Ф1.3 высотой менее 75 метров и количеством этажей - 26
Письмо Федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») № 1762/ф от 02.08.2016г.
Уважаемая Ирина Владимировна!
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» рассмотрело Ваше обращение исх.№96 от 25.07.2016г. о необходимости разработки СТУ и сообщает.
Приведенная в Вашем письме аргументация является корректной с точки зрения толкования требований нормативно-технических документов в области строительства, что однозначно указывает на отсутствие необходимости разработки СТУ на проектируемый вами объект по выдвинутым экспертизой замечаниям.
Сообщаем также , что в любом случае проектировщик имеет право обосновать проектные решения не с помощью требований специальных технических условий, а на основе методов, предусмотренных ст.15 ч.6 ФЗ-384 «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»», а именно:
- результатами исследований;
- расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
- моделированием сценариев возникновения опасных техногенных воздействий;
- оценкой риска возникновения опасных техногенных воздействий.
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России И.В. Фартыгиной № 5405эп-11-5-3 от 13.09.2016 г.
Уважаемая Ирина Владимировна!
По Вашему вопросу о необходимости разработки специальных технических условий (СТУ) на противопожарное водоснабжение проектируемого многоквартирного жилого здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой менее 75 метров и количеством этажей - 26 сообщаю следующее.
В СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» нормы расхода воды на наружное пожаротушение зданий функциональной пожарной опасности Ф1 с количеством этажей более 16 отсутствуют.
СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» не содержит нормативных требований для жилых зданий высотой более 25 этажей.
По мнению специалистов института, необходимость разработки СТУ в рассматриваемом случае определяется частью 2 статьи 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой, при отсутствии для зданий и сооружений нормативных требований пожарной безопасности, должны разрабатываться специальные технические условия.
Полномочия института ограничиваются разъяснением требований нормативных документов по пожарной безопасности, разработанных им или при его участии, поэтому институт не считает возможным комментировать прилагаемый Вами ответ ФАУ «ФЦС» (исх. № 1762/ф от 02.08.2016 г.).
Письмо Госэкспертизы Челябинской области "О внесении изменений в заключение экспертизы" № 414-IV от 25.08.2016 г.
Рассмотрев письма ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» от 02.08.2016 г. № 1762/ф и от 23.08.2016 г. № 1930/ф, ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» вносит изменения в положительное заключение экспертизы от 27.06.2016 г. № 74-2-1-3-0118-16 по проектной документации и результатам инженерных изысканий на объект капитального строительства «Застройка квартала № 179. Многоэтажный жилой дом со встроено- пристроенной подземной автостоянкой Блок 6 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции».
На стр. 36 в 4-м абзаце снизу исключить слова «В дальнейшем будут разработаны СТУ».
На стр. 42 исключить абзац следующего содержания:
« - согласно требованиям ч. 2 ст. 78 № 123-ФЗ, п.п. 1.3, 5.2 СП 8.13130.2009, п.п. 1.1, 4.1.1 СП 10.13130.2009, будут разработаны специальные технические условия на проектирование наружного и внутреннего противопожарных водопроводов для жилого здания более 25 этажей;».
Письмо ООО "Реконпроект" № 96 от 25.06.2016г.
Прошу сообщить отсутствие необходимости в разработке специальных технических условий (СТУ) для проектируемого многоквартирного односекционного жилого здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, степени огнестойкости I, класса функциональной пожарной опасности С0, высотою (по п. 3.1 СП 1.13130.2009) менее 75м, общей площадью квартир на этаже менее 500м2. Выход с этажей осуществляется в незадымляемую лестничную клетку типа Н1. Предусмотрено оборудование здания соответствующими системами противопожарной защиты по СП 5.13130.2009; СП 3.13130.2009; СП 7.13130.2013; СП 10.13130.2009 и др. Данное здание запроектировано 26- этажным.
Основанием настоящего письма послужило замечание пожарного эксперта Челябинской экспертизы, согласно которого, расходы воды для зданий высотой выше и объемом больше указанных в таблице надлежит принимать и согласовать в порядке, установленном приказом №36 Минрегионразвития от 01.04.2008 по п.п. 1.3, 5.2 СП 8.13130.2009; п.п. 1.1, 4.1.1 СП 10.13130.2009.
Считаем данное требование эксперта надуманным и не обоснованным.
Ссылка на п. 1.3 СП 8.13130.2009 экспертом приведена не корректно, т.к. для достижения необходимого уровня пожарной безопасности проектируемого здания не применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, по причине отсутствия в этом необходимости.
Ссылка на п. 5.2 СП 8.13130.2009 экспертом приведена не корректно, поскольку расход воды на наружное пожаротушение проектируемого здания принят максимального значения 30л/с по следующему столбцу соответствующей строки таблицы 2 СП 8.13130.2009 (т.е. для здания большего строительного объема, что в общем соответствует порядку, определенному разъяснениями ФГБУ ВНИИПО МЧС России).
фрагмент таблицы 2 СП 8.13130.2009
Наименование зданий | Расход воды на наружное пожаротушение зданий независимо от их степени огнестойкости на один пожар, л/с при объеме зданий тыс. mj | ||
более 5, но не более 25 | более 25, но не более 50 | более 50, но не более 150 | |
Здания Ф1.3, Ф1.4 одно- и многосекционные при количестве этажей более 16, но не более 25 | 25 | 30 |
Ранее, ТРоТПБ ст. 68 ч. 7 был установлен следующий порядок: Расход воды на наружное пожаротушение зданий, высота или объем которых больше высоты или объема, указанных в таблице ... должен быть увеличен не менее чем на 25%.
Высота проектируемого 26-этажного здания не превышает высоту аналогичного типа 25-этажных зданий - до 75м, за счет уменьшения высоты типового этажа в пределах допустимого значения. Требуемый расход воды на наружное пожаротушение зданий одинаковой высоты, но разной этажности, с точки зрения гидравлики остается неизменным.
Проектные решения по обеспечению водоснабжения, в т.ч. на противопожарные нужды, 26-этажного здания приняты на основании Технических условий на подключение к сетям водоснабжения, выданных сетевой организацией водопроводного хозяйства, с соблюдением требования СП 31.13330.2012 п. 5.11: Минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4м.
Пожарным экспертом упущен важный нюанс в прочтении данной нормы, а именно, что в примечаниях к таблице 2 СП 8.13130.2009 отсутствует нормативное предписание на необходимость СТУ для зданий КФПО Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4, в отличии, от примечания 5 к таблицам 3 и 4 СП 8.13130.2009 - для зданий КФПО Ф5: «Расход воды на наружное пожаротушение зданий объемами, более указанных в таблицах 3 и 4, подлежит обоснованию в специальных технических условиях». Юридически, распространение на жилые здания требований по разработке СТУ четко ограниченной области применения, действующее исключительно для зданий производственного назначения и не действующее на жилые здания, не является правомерным. Своды правил (в т.ч СП 8.13130.2009) являются нормами прямого непосредственного действия.
Ссылка на п. 1.1 СП 10.13130.2009 экспертом приведена не корректно, т.к. для достижения необходимого уровня пожарной безопасности проектируемого здания не применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, по причине отсутствия в этом необходимости.
Ссылка на п. 4.1.1 СП 10.13130.2009 экспертом приведена не корректно, поскольку расход воды на внутренне пожаротушение проектируемого здания принят 3х2,9л/с, что выше максимального значения 3х2,5л/с по таблице 1 СП 10.13130.2009. Согласно разъяснениям ФГБУ ВНИИПО МЧС России, число струй, указанное в таблицах 1 и 2 СП 10.13130.2009, предназначено для произведения расчета насосной станции противопожарного водопровода и не связано с локализацией конкретного очага возгорания. Принятая проектом насосная станция внутреннего противопожарного водопровода, а также, схема водоснабжения, диаметры трубопроводов позволяют обеспечить подачу большего количества пожарных струй требуемого расхода, нежели определено СП 10.13130.2009.
фрагмент таблицы 1 СП 10.13130.2009
|
Ранее действовавшие «пожарные нормы» СНиП 2.01.02.85; СНиП II-2-80 не содержали ограничений действия по высоте либо этажности. В СНиП 2.08.01-85; СНиП 2.04.01-85; СНиП 2.04.02-84; СНиП 2.08.01-89* содержались положения, что настоящие нормы и правила распространяются на проектирование жилых зданий высотой до 25 этажей включительно. При последующих изменениях нормативной базы, были изменены концептуальные критерии (размерность) высоты зданий (от количества этажей к размеру в метрах) для определения ограничения действия соответствующих НД на проектируемые здания. Согласно действующему в настоящее время порядку, установленному СП 4.13130.2013 п. 1.2; СНиП 21-01-97* п. 1.5; СП 54.13330.2012 п. 1.1; также актуализированному СНиП 2.04.01-85 СП 30.13330.2012 п. 1.1 и др., СТУ должны разрабатываться для жилых зданий высотою более 75м (а не этажностью более 25 этажей), соответственно, обоснование проектных решений по наружному и внутреннему пожаротушению должны разрабатываться для жилых зданий высотою более 75м, также, должны быть обоснованы в СТУ.
Требования по наружному и внутреннему противопожарному водоснабжению (обсуждаемые таблицы и примечания к ним) не были включены в актуализированные редакции СНиП 2.04.01-85; СНиП 2.04.02-84: СП 30.13330.2012 и СП 31.13330.2012, соответственно.
В отношении СНиП 2.04.01-85; СНиП 2.04.02-84 были ранее опубликованы («Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", N 6, 2003) разъяснения управления технормирования ГОССТРОЯ РФ, в т.ч: «Следует иметь в виду, что требования этих документов основаны на положениях СНиП 11-2-80 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений. ...В связи с введением с 01.01.1998г. СНиП 21-01-97* и новой классификации......
СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009 разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России, утверждены приказами МЧС России. Большинство нормативных требований СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009 заимствовано из старых редакций СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85, таблица 1 СП 10.13130.2009 полностью дублирует таблицу 1 СНиП 2.04.01-85, таблица 2 СП 8.13130.2009 дублирует таблицу 6 СНиП 2.04.02-84 (за исключением примечания: Расходы воды на наружное пожаротушение зданий высотой или объемом свыше указанных в табл. 6 ... надлежит принимать и согласовывать в установленном порядке), т.е. в СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009, также, не учтено введение новой с 1998г классификации по степени огнестойкости зданий и сооружений. Соответственно в указанные таблицы СП 8.13130.2009 и СП 10.13130.2009 не внесены изменения в отношении определения высоты зданий (от количества этажей к размеру в метрах), в отличии от всех остальных действующих нормативных документов.
Некорректно изложенные требования, содержавшиеся в нормативных документах, приводят к неоднозначному их толкованию, влекут необходимость исполнения избыточных надуманных затратных решений, являются дополнительным административным барьером для бизнес-сообщества, создавая коррупционную составляющую в деятельности надзорных органов. Нормотворческая деятельность МЧС России вызывает определенную критику, в т.ч. со стороны первых лиц государства: В.В.Путин: "...то МЧС, то Роспотребнадзор, то пожарные службы, другие структуры... вводят свои новые правила без согласования с Минстроем, и можно себе представить положение инвесторов, застройщиков. В итоге вся проектная база будущих строек просто рассыпается: нужно заново всё просчитывать, переделывать, тратить дополнительные средства, ну и время, конечно. Такое положение дел, безусловно, нужно поменять и выстроить деловое, эффективное межведомственное взаимодействие."
Ссылка на приказ №36 от 01.04.2008 Минрегионразвития РФ экспертом приведена не корректно, поскольку данный приказ отменен Минстроем России как минимум дважды, в т.ч. приказом № 406 от 28.07.2014 и приказом № 248 от 15.04.2016.
В последнее время Министерством экономического развития РФ, Минстроем России, подведомственным Минстрою управлением Главгосэкспертизы проводится активная работа по исключению случаев требований по разработке СТУ при отсутствии таковой необходимости со стороны местных органов экспертизы. К сожалению, отдельные местные органы экспертизы продолжают исповедовать бюрократический подход отказов по формальным основаниям от принятия обоснованных решений.
-
Поделиться:
- Подписаться