- 14-01-2019, 21:18
- 13 067
ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. Федеральный закон № 123-ФЗ
Письмо начальнику Федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знака почета» Научно–исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России Н.П. Копылову «О разъяснении требований Федерального закона, сводов правил и национальных стандартов».
Уважаемый Николай Петрович!
Наша организация является заказчиком объекта капитального строительства «Комплекс автотехнических центров по адресу: г. Москва, САО, 2-ая Магистральная ул., владение 18», проектирование которого осуществляется проектной организацией ООО «Сенаб проект», а также других объектов проектируемых в г. Москве. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее № 123-ФЗ), а также соответствующих подзаконных актов, в проектную документацию необходимо внести соответствующие изменения и дополнения.
Учитывая опыт научно-технической деятельности ВНИИПО в области обеспечения пожарной безопасности, а также участия в разработке нормативных документов по пожарной безопасности, разработанных в целях реализации № 123-ФЗ, просим Вас дать разъяснения (без подготовки соответствующего заключения) требований № 123-ФЗ, сводов правил и национальных стандартов, а именно:
1. Что является критерием наличия угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, предусмотренного частью 4 статьи 4 № 123-ФЗ, как условие нераспространения положений указанного Федерального закона на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности. Какие именно положения (нормативного или юридического характера) не распространяются на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности.
2. В соответствии с частью 3 статьи 6 № 123-ФЗ при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. В соответствии со статьями 53, 56, 81, 84, 89 и др. № 123-ФЗ, например, часть 3 статья 53 «Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре». Следует ли из этого, что для любого проектируемого здания необходимо проводить соответствующий расчет? Если да, то по какой методике выполнять данный расчет?
В соответствии с проведенными расчетами по «Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (приложение к приказу МЧС России от 30.06.2009 № 38)» в детских дошкольных учреждениях, больницах, жилых зданиях и т.д. безопасность людей не обеспечивается из-за большого времени начала эвакуации (приложение 5, табл. П5.1, п. 1), хотя данные здания запроектированы без нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности. Каким образом возможно подтвердить не превышение необходимого времени эвакуации людей по отношению к расчетному?
3. В соответствии со статьей 32 № 123-ФЗ здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений – помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) подразделяются по классу функциональной пожарной опасности. При проектировании, например, здания пятизвездочной гостиницы (Ф 1.2) в нее должны входить различные функциональные группы помещений. В соответствии с ГОСТ Р 50645-94, приказом Федерального агентства по туризму от 21.06.2005 № 86 помещения ФОК, пищеблока, ресторана, столовой, конференц-залов, переговорных и прочие вспомогательные помещения, являются составной частью гостиницы, и включены в общий технологический цикл, обеспечивающий полноценную её жизнедеятельность. Какой класс функциональной пожарной опасности имеет данное здание? Необходимо ли классифицировать входящие в здание гостиницы помещения по другим классам и тем самым разделять противопожарными преградами и обеспечивать самостоятельными эвакуационными выходами?
Также это относиться к торговым центрам, где предусмотрены помещения для питания (фуд-корты, кафе и т.д.); что это, только Ф 3.1 или Ф 3.1. и Ф 3.2? Школы, в состав которых входят: столовая, спортзал, лаборатории, мастерские – только Ф 4.1?
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 53 № 123-ФЗ методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности. Означает ли это, что все требования СП 1.13130.2009 являются обязательными, так как в данном документе определены условия беспрепятственной и своевременной эвакуации людей? Можно ли при наличии отступлений от СП 1.13130.2009 (превышение длины по путям эвакуации, не рассредоточенность эвакуационных выходом и т.д.) обосновать расчетом пожарного риска? Этот вопрос также касается и требованиями других статей, где также имеются ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности (пункт 2 статьи 57, пункт 16 статьи 67, пункт 10 статьи 83, пункт 3 статьи 86 и т.д.).
5. Статья 67 № 123-ФЗ регламентирует проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям, в том числе максимальные расстояния от внутреннего края подъезда до стен зданий, сооружений и строений. Ранее, в соответствии со СНиП 2.07.01-89* приложения 1* пункт 2* при проектировании проездов для пожарных машин к жилым и общественным зданиям, необходимо было обеспечивать доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение, при этом регламентировалось минимальное и максимальное расстояние от стен зданий, сооружений и строений до пожарных проездов. В Европейских странах, например в Германии, автолестницы и коленчатые подъемники используются длиной не более 30 м. В настоящее время, в том числе на территории Москвы, осуществляется проектирование огромного количества объектов, состоящих из разновысотных частей, при этом невозможно обеспечить доступ во все помещения со стороны наружных фасадов и это логично, так как в современных зданиях предусмотрены все системы, направленные на обеспечение безопасности людей. Скорее всего, из-за изменения концептуальных подходов к проектированию объектов, требования по доступу, а также к минимальному расстоянию до проезжей части от пожарного проезда были исключены из № 123-ФЗ и нормативных документов по пожарной безопасности.
Также ни в одном из нормативных документов по пожарной безопасности не отражены уклоны дорог для проезда пожарных автомобилей и установки автолестниц и коленчатых подъемников. В нашем проекте (да и не только в нашем) пожарные проезды запроектированы на расстоянии менее 5 м до стен здания, а в некоторых местах и вплотную. Нарушаются ли требования № 123-ФЗ, а также нормативных документов по пожарной безопасности? Необходимо ли при проектировании проездов для пожарных машин, обеспечивать доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любое помещение? Каков должен быть уклон пожарных проездов и на что можно сослаться при разрешении споров?
6. В соответствии с пунктом 14 статьи 67 № 123-ФЗ Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. Например, проектом предусмотрен сквозной проход через тамбур лестничной клетки, далее через помещение и наружу; в другом случае – вход в помещение, далее выход из него непосредственно наружу (схема приложена). Нарушаем ли мы требования № 123-ФЗ, а также нормативных документов по пожарной безопасности? Каким образом необходимо проектировать данные сквозные проходы, необходимо ли их выделять какими-либо конструкциями или достаточно предусматривать данные проходы через объемы помещений, через коридоры, главное, чтобы был сквозной проход? Что в этом случае делать, например, с крытыми спортивными сооружениями при их длине более 100 м.
7. В соответствии с частью 1 статьи 76 № 123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях – 20 мин. Необходимо ли заказчику строительства (инвестору) «обеспечивать» время прибытия первых пожарных подразделений из числа уже существующих, при этом, если время прибытия превышает нормативное – не строить уже запроектированный объект, или положения этой статьи направлены на развитие сети пожарных депо и работа это только МЧС и местных органов власти. В этом случае руководители городских поселений должны, в пределах своих полномочий, совершенствовать сети существующих дорог или строить пожарные депо для выполнения данного норматива. Что делать заказчику строительства (инвестору) если соответствующими органами власти был выделен земельный участок, но время прибытия не соответствует нормативному, при этом № 123-ФЗ вступил в законную силу.
8. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 № 123-ФЗ проектная документация на здания, сооружения, строения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные № 123-ФЗ. Какие именно пожарно-технические характеристики и на какие здания, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать проектная документация?
9. В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 87 № 123-ФЗ пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности. Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности. Каким образом мы можем подтвердить пределы огнестойкости и классы пожарной опасности любых строительных конструкций, применяемых в проекте, без проведения стандартных испытаний по методикам, и на что можно ссылаться по аналогии? Можно ли для определения пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций пользоваться отмененным пособием к СНиП II-2-80 «Пособие по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов» или имеется какой-либо другой аналогичный документ?
10. В соответствии с частью 5 статьи 88 № 123-ФЗ противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания, сооружения, строения и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания, сооружения, строения со стороны очага пожара. В соответствии с пунктом 5.4.5 СП 2.13130.2009 противопожарные стены, разделяющие здание на пожарные отсеки, должны возводиться на всю высоту здания или до противопожарных перекрытий 1-го типа …; пунктом 5.4.8 противоположные стены допускается устанавливать непосредственно на конструкции каркаса здания или сооружения, выполненные из материалов группы НГ и отвечающие следующим требованиям…. И т.д. Положения данного свода правил применяются при реализации требований статьи 6 п. 3, статьи 13 п. 15, статьи 32 п. 2, статьи 35 п. 4, статьи 36 п. 3, статьи 57 п. 2, статьи 64 п. 2, статьи 87 п.п. 9, 10, статьи 147 п. 5 № 123-ФЗ (согласно раздела «Введение»). Необходимо ли противопожарные стены возводить на всю высоту здания, так как положения данного свода правил не применяются при реализации требований статьи 88 № 123-ФЗ или допускается применять требования данного свода правил.
11. В соответствии с пунктом 9 статьи 89 № 123-ФЗ части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами. Означает ли данная статья, что для каждого помещения, выделенного противопожарными преградами, функциональной пожарной опасности, отличной от самого здания, необходимо предусматривать самостоятельные пути эвакуации. В соответствии с пунктом 48 статьи 2 № 123-ФЗ эвакуационным является выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.
В противном случае в соответствии с СП 4.13130.2009 все производственные, технические и складские помещения (класса функциональной пожарной опасности Ф5) категорий В1 – В3, размещаемые на объектах жилого и общественного назначения и предназначенные для обеспечения их функционирования, кроме специально оговоренных случаев, должны иметь самостоятельные эвакуационные выходы, что противоречит здравому смыслу, особенно, если указанные помещения находятся на этажах, отличных от первого. Противоречит ли наличие общих путей эвакуации (лестничных клеток, коридоров и т.п.), для частей здания различных классов функциональной пожарной опасности требованиям № 123-ФЗ? Или № 123-ФЗ устанавливает общие требования, которые получили свое развитие в нормативных документах по пожарной безопасности. Допускается ли предусматривать общие лестничные клетки для эвакуации людей из производственного здания и расположенной над ним автостоянки? Допускается ли предусматривать общие лестничные клетки для эвакуации людей из административной встройки и расположенной под ней производственным зданием?
В данном случае следует учитывать положения СП 1.13130.2009, который разработан в развитие статьи 89 ФЗ-123 (п. 1.1 СП 1.13130.2009). В СП 1.13130.2009 указаны случаи, когда необходимо предусматривать самостоятельные эвакуационные выходы, а именно:
- пункт 5.3.24 «Гостиницы, размещаемые в зданиях вокзалов, должны иметь самостоятельные пути эвакуации»;
- пункт 5.5.1 «Самостоятельный эвакуационный выход должны иметь также помещения общественного назначения, связанные с индивидуальной предпринимательской деятельностью жителей дома, а также помещения подвальных или цокольных этажей, если в них располагают генератор теплоты на газообразном или жидком топливе и (или) хранят такое топливо».
- пункт 7.4.2 «Гостиницы, размещаемые в зданиях вокзалов, должны иметь самостоятельные пути эвакуации»;
- пункт 5.4.17 «Помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания; При размещении в верхнем этаже мастерских художников и архитекторов, а также конторских помещений допускается принимать в качестве второго эвакуационного выхода лестничные клетки жилой части здания, при этом сообщение этажа с лестничной клеткой следует предусматривать через тамбур с противопожарными дверями. Дверь в тамбуре, выходящая на лестничную клетку, должна предусматриваться с открыванием только изнутри помещения»;
- пункт 6.2.5 «В комплексе зрительских помещений театров открытыми могут быть не более двух лестниц, при этом остальные лестницы (не менее двух) должны быть в закрытых лестничных клетках. Открытые лестницы как эвакуационные учитываются от уровня пола вестибюля до уровня пола следующего этажа. На последующих этажах из помещений зрительского комплекса следует устраивать *изолированные эвакуационные проходы,* ведущие к закрытым лестничным клеткам»;
- пункт 9.4.1 «При необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование) помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т. п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. *Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку*».
12. СП 8.13130.2009 разработан в развитие статей 68 и 99 ФЗ № 123-ФЗ и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
В соответствии с каким пунктом и таблицей СП 8.13130.2009 необходимо определять расход воды на наружное пожаротушение конкретного объекта, например, общественного здания? В соответствии с таблицей 1 «Расход воды из водопроводной сети на наружное пожаротушение в поселениях» для г. Москвы (количество жителей более 1 млн. чел.) расход воды из водопроводной сети для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должен приниматься более 110 л/с. К чему привязать данный параметр? Необходимо ли для проектируемых и строящихся объектов принимать данный расход воды? Можно ли подтвердить расход воды (водоотдачу наружной водопроводной сети), например, справочником руководителя тушения пожаров (Справочник РТП, Москва 2000, Я.С. Повзик) или также справочной литературой по водоснабжению, зная ее диаметр и минимальном напоре в сети?
Необходимо ли обязательно для подтверждения получать заключение Водоканала?
13. В соответствии с пунктом 4.2 СП 4.13130.2009 необходимо предусмотреть мероприятия по ограничение распространения пожара между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями и т.д. В настоящее время при проектировании многих объектов применяются не стандартные новые технические решения, например: участки фасадов с витражным остеклением выполняются без устройства глухих простенков в уровне междуэтажных перекрытий (то есть перекрытие вплотную примыкает к вит-ражам); наружные ненесущие стены полностью заменяются остеклением и т.д. Являются ли данные решения отступлением от данного пункта? Является ли пункт 4.2 основополагающим, а реализация его отражена в последующих пунктах вышеназванного свода правил, где запрета при проектировании таких технических решений нет?
14. В пункте 5.2 СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей» описаны возможные способы парковки автомобилей, это: с участием водителей – по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов и без участия водителей – механизированными устройствами. В СП 4.13130.2009 такой способ перемещения автомобилей, как «с использованием грузовых лифтов» исчез. Означает ли это, что для здания автостоянки, в которой перемещение автомобилей с этажа на этаж осуществляется с использованием грузовых лифтов, отсутствуют нормы проектирования и необходимо разрабатывать Специальные технические условия? Или при проектировании можно пользоваться, например, МГСН 5.01-01, где данные требования присутствуют? Почему данный способ парковки был исключен из СП? Какая опасность при этом возникает?
15. В соответствии с п. 4.2 СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей» автостоянки могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли. Размещая автостоянки на верхних этажах зданий, отличных от зданий автостоянок (общественные, производственные), а также на покрытии этих зданий, нарушаем ли мы требования СНиП 21-02-99*, а также требования нормативных документов по пожарной безопасности?
16. В соответствии с п. 7.14 СП 7.13130.2009 расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюзы с одной открытой дверью, расположенные при выходах в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 или типа Н3, во внутренние открытые лестницы 2-го типа, на входах в атриумы и пассажи с уровней подвальных и цокольных этажей, перед лифтовыми холлами подземных автостоянок, следует определять расчетом ….
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Письмо ФГУ ВНИИПО МЧС России Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий главному инженеру проектов мастерской № 13-2-05/799 от 17.02.2010 г.
Ответ на п. 1.
Наличие угрозы жизни и здоровью людей выявляется органом, уполномоченным на проведение контрольных проверок по выполнению требований пожарной безопасности, коим в соответствии с действующим законодательством, является Государственный пожарный надзор. В случае, если органы Госпожнадзора считают, что на объекте существует такая угроза, они имеют право обратиться в суд с просьбой о приостановке функционирования объекта. Таким образом, окончательное решение по данному вопросу принимается судом на основании представленных сторонами доказательств.
Практическое применение данного положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) показывает, что к признакам угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара относятся прежде всего:
отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов или отсутствие возможности доступа к ним;
отступление от требований пожарной безопасности в части строительных материалов, применяемых в помещениях и на путях эвакуации;
отсутствие или нахождение в нерабочем состоянии систем защиты людей от опасных факторов пожара.
Ответ на п.2.
Согласно части 3 статьи 6 Технического регламента при выполнении на объекте обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Вместе с тем, исходя из требований статей 53, 56, 81, 84, 89 Технического регламента следует, что для подтверждения принятых в проекте решений по обеспечению эвакуации людей при пожаре, системе противодымной защиты, системе оповещения людей о пожаре и т.д. необходимо проводить расчеты, подтверждающие успешную эвакуацию людей при пожаре. По мнению специалистов института, данные расчеты следует проводить в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования» или Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (приложение к приказу МЧС от 30 июня 2009 г. № 382) и Методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (приложение к приказу МЧС от 10 июля 2009 г. № 404) в части определения расчетного времени эвакуации и времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара, без расчета пожарного риска.
Ответ на п.3.
В соответствии со статьей 32 Технического регламента здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) подразделяются
по классу функциональной пожарной опасности. При проектировании здания, в состав которого входят помещения (группы помещений) иного функционального назначения, обеспечивающие полноценную жизнедеятельность этого здания, класс функциональной пожарной опасности объекта принимается по его основному назначению. При этом, в соответствии с п. 1. ст. 88 Технического регламента части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека. При этом, к указанным помещениям (группам помещений), кроме общих противопожарных требований, предъявляемых к основному зданию, должны применяться специальные требования нормативных документов по пожарной безопасности, предназначенные для этого класса функциональной пожарной опасности.
Ответ на п. 4.
В соответствии с п. 1.1 СП 1.13130.2009 данный свод правил является документом добровольного применения. Следовательно, требования СП не являются обязательными. Расчет необходимого и расчетного времени эвакуации, о которых идет речь в ч. 4 ст. 53 Технического регламента, является частью расчета пожарного риска, который определяется в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (приложение к приказу МЧС от 30 июня 2009 г. №382) и Методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (приложение к приказу МЧС от 10 июля 2009 г. № 404).
При наличии отступлений от СП 1.13130.2009 указанные отступления должны быть обоснованы расчетом пожарного риска. При этом, существующая методика расчета позволяет учитывать не все отступления (ненормативная высота эвакуационных выходов, ненормативная ширина проступи и высота ступеней и т.д.). Данное обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении конкретных отступлений на конкретном объекте.
Ответ на п. 5.
В соответствии с требованиями статьи 67 Технического регламента расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:
- для зданий высотой не более 28 метров - не более 8 метров;
- для зданий высотой более 28 метров - не более 16 метров.
Учитывая требования Технического регламента, расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания допускается предусматривать менее 5 м. В Техническом регламенте нет требований о необходимости обеспечивать доступ пожарных с авто лестниц или автоподъемников в любое помещение.
При проектировании автомобильных дорог, в том числе для определения уклона пожарных проездов, следует руководствоваться СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», а также требованиями других нормативных документов.
По мнению специалистов института, доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников должен быть обеспечен в любое помещение вдоль проездов для пожарной техники. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:
- для зданий высотой до 28 метров включительно - не менее 5, но не более 8 метров;
- для зданий высотой более 28 метров - не менее 8, но не более 16 метров.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время статья 67 № 123-ФЗ корректируется.
Ответ на п. 6:
В соответствии со статьей 67 п. 14 Технического регламента сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого.
По мнению специалистов института, нет необходимости проектировать лестничную клетку на всю ширину здания, предусматривая через нее сквозной проход через каждые 100 метров.
Сквозной проход через тамбур лестничной клетки, далее через помещение и наружу; в другом случае - вход в помещение, далее выход из него непосредственно наружу, по нашему мнению не противоречит требования Технического регламента, при этом, нет необходимости данный проход дополнительно выделять конструкциями (перегородками с дверями, стенами с дверями и т.д.).
Одновременно сообщаем, что в настоящее время статья 67 № 123-ФЗ корректируется.
Ответ на п. 7:
В соответствии со статьей 6 п. 4 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Исходя из этого, развитие сети пожарных депо и дорог осуществляется соответствующими органами власти для выполнения требований статьи 76 Технического регламента с целью противопожарной защиты населенных пунктов.
Существует ряд объектов, на которых создание подразделений пожарной охраны для их защиты регламентируется Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2005 №477-рс, утверждающим Перечень организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы и Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 №1742-рс, утверждающим Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана.
Создание пожарной охраны на объектах, не вошедших в данные перечни (в том числе и на тех, где время прибытия пожарных подразделений превышает нормативное значение), производится на усмотрение руководителей (собственников) объекта. Следовательно, при выделении органами власти земельного участка, до которого время прибытия пожарных подразделений не соответствует нормативному, заказчику (инвестору) необходимо осуществлять запланированное строительство (при обязательном соблюдении всех предусмотренных проектом противопожарных требований). При этом органы власти должны обеспечивать выполнение нормативов Технического регламента согласно статьи 6 п.4.
Ответ на п. 8:
Проектная документация должна содержать те пожарно-технические характеристики, к которым предъявлены соответствующие требования в Техническом регламенте (см., например приложения к ФЗ).
Ответ на п. 9:
При разработке рабочей документации пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, основанным на установленных нормативных требованиях (температурный режим, нагрузка, предельные состояния и т.д.).
Пожарно-технические характеристики строительных конструкций, аналогичных конструкциям, прошедшим огневые испытания должны быть подтверждены соответствующими теплотехническими, статическими и др. расчетами на основе полученных экспериментальных данных.
При расчетах пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций можно использовать, например, ежегодно издаваемый во ВНИИПО справочник «Техническая информация в помощь инспектору Госпожнадзора».
Ответ на п.10:
Предложениями по корректировке части 5 статьи 88 Технического регламента предусмотрено, что противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или до противопожарных перекрытий 1 -го типа.
Ответ на п. 11:
Пункт 9 статьи 89 Технического регламента говорит о необходимости устройства самостоятельных эвакуационных выходов из частей здания различной функциональной пожарной опасности, разделенных противопожарными преградами. В соответствии со ст. 2 Технического регламента, эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону. Путем эвакуации является путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. В связи с этим наличие общих путей эвакуации (лестничных клеток, коридоров и т.п.), для частей здания различных классов функциональной пожарной опасности не противоречит требованиям Технического регламента, кроме специально оговоренных случаев.
Ответ на п.12:
В соответствии со ст. 32 «Классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности» Технического регламента ФЗ №123-Ф3 жилые, общественные, производственные и т.д. здания подразделяются на классы: Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4 и Ф5. В соответствии с данной классификацией зданий расход воды на наружное пожаротушение определяется по соответствующим таблицам Технического регламента или СП 8.13130.2009.
Расходы воды, отраженные в табл. 7 Технического регламента и табл. 1 СП 8.13130.2009, необходимы для расчета магистральных кольцевых линий водопроводных сетей поселения, расход воды на наружное пожаротушение зданий, сооружений определяется в соответствии с табл. 8, 9, 10 Технического регламента.
Водоотдача наружной водопроводной сети, определенная по справочной литературе по водоснабжению, является справочным материалом для расчетов, а возможность обеспечения расчетного расхода воды на проектируемый или строящийся объект от существующей водопроводной сети находится в компетенции эксплуатирующей их (сети) организации.
Ответ нап.13:
Пункт 4.2 СП 4.13130.2009 является основополагающим, а мероприятия по ограничению распространения пожара между помещениями, группами помещений различной функциональной пожарной опасности, этажами, секциями и т.д. отражены в последующих пунктах данного документа. Проектирование участков фасадов с витражным остеклением без устройства глухих простенков в уровне междуэтажных перекрытий не является отступлением от пункта 4.2 СП 4.13130.2009.
Ответ на п.14:
В соответствии с положениями части 1 Статьи 151 Технического регламента «...до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона».
Исходя из приведенного требования действие п. 5.2 СНиП 21-02-99* не прекращено, соответственно, разработка специальных технических условий в данном случае не требуется.
Ответ на п.15:
В соответствие с п. 4.2 СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей» автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли. В соответствии с изложенным, автостоянки допускается располагать на любом этаже здания другого функционального назначения (в том числе на верхнем), если отсутствуют прямые запреты для зданий определенного класса функциональной пожарной опасности. При этом, необходимо соблюдать требования нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе в части ограничения распространения пожара, организации безопасной эвакуации людей, а также прокладки инженерных трасс и коммуникаций.
Одновременно сообщаем Вам, что в составе автостоянки допускается размещать помещения для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) при этом такие помещения должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку. Встраивание (пристраивание) автостоянки с помещениями для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) в здания классов функциональной пожарной опасности Ф3.1, Ф3.2, Ф4.3 не является отступлением от нормативных документов по пожарной безопасности.
Ответ на п.16:
Считаем возможным проектировать тамбур-шлюзы с большим количеством дверей, при условии обеспечения требуемых параметров приточной противодымной вентиляции. В разрабатываемом институтом изменении № 1 к СП 7.13130.2009 введено определение: «тамбур-шлюз: Объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды, выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками, содержащий, как правило, два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями, или большее число аналогичного заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре».
-
Поделиться:
- Подписаться