- 26-01-2019, 22:28
- 2 583
Требований пожарной безопасности при отступлении от пожарных разрывов между зданиями
1. Прошу вас подтвердить допустимость отступления от требования СП 4.13130 в части сокращения противопожарных расстояний (разрывов) между зданиями и сооружениями, при расчетном обосновании на основании расчета пожарного риска и теплотехнического расчёта.
2. Является ли «теплотехнического расчет» на основании ч.6 ст.15 №384-ФЗ расчетами и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам?
где: Апробация (лат. approbatio) - проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей экономических процессов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011).
Письмо от ФГБУ ВНИИПО МЧС России № 735-1-29-13-4 от 15.12.2016г.
По существу Вашего обращения сообщаю, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, с изменениями, внесенными приказами МЧС России № 749 от 12.12.2011 г. и № 632 от 02.12.2015г.) результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования только тех параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.
В связи с этим, отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, не учитываемые Методикой, не допускается обосновывать расчетом пожарного риска.
Требования пожарной безопасности, не учитывающиеся при проведении расчета пожарного риска, необходимо выполнять в полном объеме в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (см. ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Вместе с тем сообщаю, что в соответствии с частью 2 статьи 78 Федерального закона от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требованиям пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно- технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно принятой практики за разъяснениями требований того или иного нормативного правового акта или нормативного документа необходимо обращаться в организацию, разработавшую или утвердившую этот документ.
В связи с этим разъяснение положений ФЗ № 384-ФЗ не входите компетенцию института.
Комментарий автора блога
Данное письмо ВНИИПО не раскрывает сути технического регулирования, на основании ст.15 №384-ФЗ помимо расчета пожарного риска допускается выполнение теплотехнического расчета, о чем говорится во многих письмах ДНД МЧС России, но ВНИИПО упорно всех склоняет к СТУ, хотя тот же ВНИИПО делает теплотехнические расчеты и даже выпустил Методику по теплотехническому расчету, которую не кому не показывают)).
Посмотрите разъяснения ДНД МЧС https://morozofkk.ru/pisma-mchs/id2514/Вслед за ВНИИПО, субъектовый МЧС тоже выдает такие письма не вника в подробности.
Письмо ОНД и ПР Ейского района № 240-9-19-43 от 13.03.2018 г.
В соответствии с положениями части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) требуется обеспечить нераспространения пожара на соседние здания и сооружения.
Выполнение данного требования обеспечивается выполнением противопожарных расстояний приведенных в таблице 1 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288) (далее СП 4.13130), который относится к нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ.
Для обеспечения нераспространения пожара между зданиями, в случае, если не представляется возможным выбор в качестве противопожарной преграды противопожарных разрывов (при сокращении противопожарных расстояний, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности), возможен выбор иного типа противопожарной преграды или комбинаций противопожарных преград, указанных в части 1 статьи 37 Федерального закона №123-Ф3.
При этом в соответствии с положениями части 1 статьи 37 Федерального закона №123-Ф3 противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы:
- противопожарные стены;
- противопожарные перегородки;
- противопожарные перекрытия;
- противопожарные разрывы;
- противопожарные занавесы, шторы и экраны;
- противопожарные водяные завесы;
- противопожарные минерализованные полосы.
Выбор в качестве противопожарной преграды одного из перечисленных решений или их комбинаций позволяет снижать расстояния до соседних объектов, что не противоречит требованиям Федерального закона №123-Ф3.
При этом выбор вместо противопожарных расстояний по СП 4.13130, иного типа противопожарной преграды приводит к необходимости разработки и согласованию в установленном порядке специальных технических условий в связи с отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к выбору противопожарных преград, а также требований к их применению (часть 2 статьи 78 Федерального закона № 123-ФЗ).
Если при необходимости в специальные технические условия включаются отдельные отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, то для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в их состав должен входить расчет пожарного риска.
Расчеты пожарного риска производятся по методикам, утвержденным приказом МЧС России от 30.06.2009г. №382 «Об утверждении Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» и приказом МЧС России от 10.07.2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
По объектам, построенным до принятия Федерального закона №123-Ф3 (до 1 мая 2009 года), также возникает необходимость выполнения противопожарных расстояний, либо выбора иного типа противопожарных преград, так как требования к противопожарным расстояниям, в том числе имеются в ранее действовавших нормативных документах содержащих требования пожарной безопасности, а именно:
СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (разделы 4, 5, 6) - введен в действие с 25.03.2009 года;
- СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (пункт 1* таблица 1* обязательного приложения 1*) - введены в действие с 01.01.1990 года.
-
Поделиться:
- Подписаться