- 9-01-2021, 09:00
- 1 643
Расчет уровня обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Приложением 2 ГОСТ 12.1.004-91
Добрый день, вопросы о требованиях пожарной безопасности!
1. В соответствии с требованиями ч.3 ст.89 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к эвакуационным выходам из здания относятся выходы, которые выдут непосредственно наружу из помещений первого этажа. Возможно ли считать эвакуационными выходами непосредственно наружу из помещений, размещенных в цокольном или подвальном этаже при условии, что с этажа имеется выход непосредственно наружу на планировочную отметку земли? Другими словами, допускается ли принимать пути эвакуации для помещений, размещенных в цокольном или подвальном этаже, как для помещений, размещенных на первом этаже, при условии, что с цокольного или подвального этажа имеется выход непосредственно наружу, а этаж отнесен к цокольному или подвальному согласно определения п. 3.54 и п.3.51 по СП4.13130.2013?
2. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 89 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Выход с подвального этажа в лестничную клетку, для случая, когда лестница сообщает подвальный и надземные этажи (лестница, ведущая с подвального этажа, не обособлена от общей лестничной клетки) не является эвакуационным. Вопрос, являются ли эвакуационными выходы с надземных этажей в лестничную клетку, при условии, что лестница сообщает подвальный и надземные этажи или подвальный и один надземный этаж? Вопрос касается только требований ч. 4 ст. 89 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и мы не рассматриваем положения СП 1.13130.2009.
3. Из названия ст.32 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, классифицируются только здания, сооружения и пожарные отсеки. Вопрос, как следует классифицировать отдельные помещения, находящие в здании, сооружении и пожарном отсеке, для отнесения их к определенному классу функциональной пожарной опасности по их прямому назначению (офисные Ф4.3, торговые Ф3.1 и т.д.) или таким образом помещения относить к таким классам нельзя, при этом в ч.3 д) и е), ч.5 а) и б) настоящей статьи и в СП 1.13130.2009 глава 9 говориться о помещениях?
4. В соответствии с требованиями п.7.2 ж) СП 7.13130.2013 удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов. Просим дать разъяснения, какие помещения могут относиться к помещениям с использованием горючих веществ и материалов? Есть, критерии, по которым следует устанавливать такие помещения?
5. В соответствии с требованиями п.4.2.7 СП 1.13130.2009 двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы уплотнением в притворах. Просим дать разъяснение, уплотнение в притворе должно быть предусмотрено по всему периметру двери или не по всему периметру двери, то есть в нижней части двери уплотнение возможно не предусматривать и двери могут быть предусмотрены без порога и иметь щель между полом и дверью?
6. Возможно ли предусматривать эвакуационный выход, через проем, в котором в соответствии с требованиями ст.88 ч.3, табл.23 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено противопожарное заполнение в виде шторы? Просим дать разъяснение требования п.4.2.7 СП 1.13130.2009 в какой момент должны срабатывать устройства, обеспечивающие автоматическое закрывание при пожаре дверей помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе и коридоров, которые могут эксплуатироваться в открытом положении?
7. В связи с изменениями, внесенными в пункт 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. №275, просим дать разъяснение, какими техническими возможностями должны обладать способы достижения для автоматического или дистанционного открывания и блокирования устройств, в случаях, перечисленных в требовании? Может ли к автоматическому способу относиться открывание устройств, в случаях перечисленных в требовании п.36 а) ППР, с помощью системы автоматической пожарной сигнализации срабатываемой при пожаре, а к дистанционному способу относиться открывание с помощью сигнала от кнопки, установленной перед дверью с электромагнитным замком, поступающего на такой замок, для его разблокирования? В каких местах или помещениях должны предусматриваться пусковые элементы дистанционного включения? В связи с изменениями, внесенными в пункт 36 ППР следует ли учитывать положения ч.7 ст.89 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»?
8. В соответствии с требованиями п. 5.4.4 СП 2.13130.2012 конструкции заполнения светопрозрачных проемов (кроме дымовых люков) в покрытиях зданий классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1 следует выполнять из негорючих материалов. Мы правильно понимаем, что в п. 5.4.4 СП2.13130.2012, под конструкциями понимается устройство рамы в покрытии, в которую встраивается светопропускающий элемент (стекло, либо другой материал пропускающий свет), т.е. конструкции в покрытии здания необходимо выполнить из материалов НГ, а сам светопропускающий элемент (стекло или другой материал пропускающий свет) не нормируется?
9. Просим дать разъяснение требования п. 6.2.14 СП4.13130.2013 и п. 5.4.4 СП 2.13130.2012.
В соответствии с требованиями п. 6.2.14 СП4.13130.2012 зенитные фонари со светопропускающими элементами из материалов групп Г3 и Г4 допускается применять только в зданиях I, II и III степеней огнестойкости класса пожарной опасности С0 в помещениях категорий В4, Г и Д с покрытиями из материалов с пожарной опасностью НГ и группы Г1 и рулонной кровлей, имеющей защитное покрытие из гравия. По нашему мнению в требовании речь идет не о конструкциях самих фонарей, а о светопропускающих элементах этих фонарей (т.е. стекло или другой материал пропускающий свет), а вот конструкции данных фонарей уже необходимо предусматривать в соответствии с п.5.4.4 СП2.13130.2012 и предусматривать из материалов НГ в зданиях классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1. Верны ли наши суждения по применению этих требований?
10. Могут ли собственники здания, введенного в эксплуатацию либо проектная документация на которого была направлена на экспертизу до дня вступления в силу ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» выбирать способ обеспечения пожарной безопасности таких объектов путем выполнения положений ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в его развитие? Если могут, то просим пояснить следует ли вносить изменения в проектную документацию, проходить экспертизу либо достаточно выполнить требования, выше перечисленных, нормативных документов?
11. В соответствии с разъяснениями ДНД МЧС России для зданий или частей зданий, на которые было предусмотрено техническое перевооружение систем, для подтверждения безопасного пребыванию людей требуется провести расчет рисков или достаточно проведения расчета уровня по ГОСТ 12.1.004-91*?
Ответ ДНД МЧС России прилагаю. Разъяснения ДНД МЧС России даны в последнем абзаце.Ответ от ФГБУ ВНИИПО МЧС России «О разъяснении требований нормативных документов» № 319-1-29-13-4 от 04.07.2016 г.
В ответ на Ваш запрос направляю Вам мнение специалистов института.
Приложение: упомянутое по тексту на 4 л.
Мнение специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России по письму г-на Ницакова В.Н б/н от 05.05.2016
1) В соответствии с частью 4 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) «эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом». Следовательно, выход из подвального этажа непосредственно наружу является эвакуационным. По мнению специалистов института, выход с цокольного этажа непосредственно наружу также является эвакуационным;
2) В соответствии с частью 4 статьи 89 Технического регламента лестничная клетка, соединяющая подвальный (подземный) и надземный этажи не может использоваться для эвакуации из подвального этажа, за исключением случая, предусмотренного п. 1) части 5 статьи 89 Технического регламента. Кроме того, использование указанной лестничной клетки для эвакуации как из подвального, так и с надземных этажей противоречит п. 5) части 14 статьи 89;
3) В соответствии с частью 1 статьи 32 Технического регламента здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) подразделяются по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна. Таким образом Технический регламент предусматривает классификацию помещений или групп помещений.
По мнению специалистов института в соответствии со статьей 32 Технического регламента следует классифицировать следующие помещения (группы помещений):
- производственные и лабораторные помещения, мастерские (п. 5 а статьи 32 Технического регламента);
- книгохранилища, архивы, складские помещения (п. 56 статьи 32 Технического регламента);
- помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей (п. Зд статьи 32 Технического регламента);
- помещения, выделяемые в соответствии с требованиями нормативных документов противопожарными преградами (аналог пожарного отсека).
Например, магазины, поликлиники и другие общественные учреждения, встроенные в жилые дома; Вспомогательные помещения зданий, функциональное назначение которых отличается от основного назначения объекта, например административные помещения учебных учреждений, зданий торговли и т.д., за исключением вышеперечисленных случаев, следует относить к тому же классу функциональной пожарной опасности, что и основной объект.
4) К помещениям с использованием горючих веществ и материалов относятся помещения, в которых хранятся или используются вещества и материалы, относящиеся к горючим (Г) в соответствии с классификацией, приведенной в статье 13 Технического регламента.
5) Уплотнение притворов дверей, предусмотренное п. 4.2.7 СП 1.13130.2009, по мнению специалистов института, должно быть предусмотрено по всему периметру. Для обычных (не противопожарных) беспороговых дверей считаем возможным устройство уплотнений по 3-м сторонам: сбоку и сверху;
6) Устройство эвакуационных выходов через распашные калитки (или иные выходы) в подъемно-опускных устройствах, в том числе в противодымных экранах (шторах) противоречит части 7 статьи 89 Федерального закона №123-Ф3 от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку, в случае заклинивания вышеупомянутых устройств в промежуточном положении, указанный выход не будет обеспечивать безопасную эвакуацию людей при пожаре.
Срабатывание устройств, обеспечивающих автоматическое закрывание при пожаре дверей эвакуационных выходов из помещений с противодымной защитой, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должно осуществляться от управляющего сигнала автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) (даже в случае отсутствия необходимости устройства АУПС для обнаружения пожара)
7) Пункт 36 а) Правил противопожарного режима в Российской Федерации требует для раздвижных и подъемно-опускных дверей и ворот, вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, обеспечить ручное открывание без применения специальных устройств человеком, находящимся непосредственно перед дверью (устройством), а также обеспечить возможность блокирования указанных устройств в открытом состоянии, либо обеспечить наличие иных (дублирующих) путей эвакуации. В дополнение к ручному открыванию может предусматриваться автоматическое или дистанционное открывание и блокирование указанных устройств. При этом автоматическое открывание осуществляется при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации. Дистанционное открывание может осуществляться с постов охраны, органов управления приборов сигнализации или органов управления приборов системы контроля и управления доступом. При этом необходимо учитывать положения части 7 статьи 89 Технического регламента и иные требования нормативных правовых актов и нормативных документов;
8,9) Пункт 5.4.4 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты.
Обеспечение огнестойкости объектов защиты» указывает, что все элементы светопрозрачной конструкции заполнения проемов в покрытиях зданий, включая раму и светопропускающие элементы, следует изготавливать из негорючих материалов. С другой стороны, п. 6.2.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты.
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» допускает для производственных зданий в определенных случаях применять светопропускающие элементы из материалов групп горючести ГЗ и Г4.
Таким образом, в настоящее время следует руководствоваться п.5.4.4 СП 2.13130.2012, устанавливающим более жесткие требования. В 2016 году институтом запланирована корректировка СП 2.13130, в том числе планируется внести изменения в п.5.4.4, с целью исключения двоякого толкования требований.
10) Согласно п. 4 статьи 4 Технического регламента в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Однако собственник объекта может принять решение об обеспечении безопасности объекта путем выполнения всех положений Технического регламента. При этом в случае необходимости следует скорректировать декларацию пожарной безопасности. Внесение изменений в проектную документацию при этом не требуется.
11) В соответствии с п. 2 Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (Приказ МЧС России № 382 от 30 июня 2009 г.) с учетом изменений внесенных Приказом МЧС России №749 от 12.12. 2011 г. и Приказом МЧС России №632 от 02.12.2015 года (далее Методика) расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с нормативным значением пожарного риска, установленного Техническим регламентом (статья 79 часть 1). Указанные расчеты проводятся с целью проверки обеспеченности пожарной безопасности объекта (статья 6 Технического регламента). Следовательно, расчет пожарного риска в соответствии с Методикой может производиться только для объектов, для которых в полном объеме выполняются требования Технического регламента.
Расчет уровня обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Приложением 2 ГОСТ 12.1.004-91* не может служить основанием для подтверждения обеспечения безопасности людей, поскольку указанное приложение приведено в «Перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года N 474) в разделе «Продукция кабельная», а не в разделе «Общие требования, связанные с противопожарной защитой». В этой связи, по мнению специалистов института, его положения могут быть применены только для обоснования требований пожарной безопасности к кабельной продукции.
-
Поделиться:
- Подписаться